Подъёмный газотурбинный двигатель РД-36-35 разработан
под руководством П.А.Колесова для самолёта вертикального взлёта Як-36.
Блоагодаря ряду оригинальных конструкторских решений в сочетании с
применением лёгких материалов был создан малогабаритный двигатель с
низкой удельной массой. Серийное производство началось в 1972 году.
РД-36-35 имеет осевой 6-ступенчатый компрессор, первая ступень
которого - сверхзвуковая с целевой проставкой, обеспечивающей устойчивую
работу компрессора без механизации. Камера сгорания прямоточная,
кольцевая, короткая. Турбина одноступенчатая с охлаждаемыми сопловыми
и рабочими лопатками. Сопло кольцевое, сужающееся, поворотное. Ротор
компрессора и турбины двухопорный. В передней опоре расположен упругий
демпфер с втулкой трения, поглоцающий вибрации ротора. Система смазки
неприводная, автоматическая, циркуляционная. Топливный насос расположен
в коке двигателя и приводится непосредственно от ротора. Запуск двигателя
на земле производится при раскрутке ротора воздухом, отбираемым от маршевого
двигателя, а в полёте - при авторотации.
Модификации:
-
РД-36-35 - базовый. Устанавливался на Е-7ПД, МиГ-23ПД, Т-58ВД, Як-36.
-
РД-36-35ПР - двигатель для ВВА-14.
-
РД-36-35ФВ - форсированный. Разработан в 1969 году. Устанавливался на
Як-36М.
-
РД-36-35ФВР - доработанный. Устанавливался на Як-38.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр |
-
- |
Масса, кг |
- |
Расход воздуха через компрессор, кг/с |
- |
Степень повышения давления в компрессоре |
- |
Температура газа перед турбиной, °C |
- |
Взлётная тяга, кгс |
|
Частота вращения ротора, об/мин. |
- |
Ресурс, час. |
- |
Литература
- Авиация. - М.: "Большая российская энциклопедия", 1994. - С. 127-128.
|