ИКАМ / ICAW - The illustrated catalogue of aircraft of the world  авиация мира :: ИКАМ
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника
brazd.ru

BRAZD.RU

ИКАМ - авиация мира

каталог авиации

база авиации

каталог авиации мира

авиации мира


Двигатели

ПС-90А

ПС-90А

В конце 1982 года был объявлен конкурс на унифицированный двигатель с тягой 16000 кгс для самолётов Ил-96-300 и Ту-204. ОКБ П.А.Соловьёва в рамках конкурса разработало проект турбовентиляторного двигателя Д-90А (с 1987 года - ПС-90А). Его производство организовано на заводе №19 им. Я.М.Свердлова в Перми в 1989 году. В 1992 году двигатель был сертифицирован. С 1993 года он эксплуатируется на пассажирских авиалиниях. В октябре 2000 года ПС-90А первым из отечественных двигателей прошёл сертификацию на птицеустойчивость.

ПС-90А выполнен по двухвальной схеме с реверсивным устройством в канале наружного контура. Состоит из 11 модулей. Вентилятор одноступенчатый с дополнительной подпорной ступенью. Компрессор 13-ступенчатый, имеет корпусы кольцевого типа без продольных фланцев, 3 поворотных направляющих аппарата. Турбина высокого давления имеет 2 ступени, низкого - 4. Камера сгорания трубчато-кольцевая с 12 жаровыми трубами. ПС-90А стал первым отечественным двигателем, имеющим электронно-цифровую систему управления и диагностики (система "Диагноз-90"). Она автоматически выбирает оптимальный расход топлива при любом режиме и метеоусловиях, уменьшает нагрузку на экипаж при запуске двигателя и наборе высоты, обеспечивает защиту от помпажа. Система имеет два независимых электронных канала управления и резервный гидромеханический.

Всего изготовлено 300 двигателей семейства ПС-90. Развал страны и глубокий экономический кризис сказался и на производстве двигателя. В период с 1996 по 2001 год не было произведено ни одного нового ПС-90, а только производился ремонт ранее выпущенных. К сентябрю 2004 года общий налёт двигателей ПС-90А на всех самолётах составил 1000000 часов.

Модификации двигателя:

  • ПС-90А (Д-90А) - базовый. Устанавливается на Ил-96-300, Ту-204, Ту-214.
  • ПС-90А сер. 2 - доработанный. Отличается увеличенным ресурсом.
  • ПС-90А-10 - дефорсированный до 9500-10500 кгс. Предназначен для пассажирского самолёта Ту-334-200.
  • ПС-90А-12-Б - дефорсированный до 12000 кгс. Предназначен для пассажирских самолётов Як-242 и Як-46.
  • ПС-90А-16-мод.
  • ПС-90А-76 - дефорсированный до 14500 кгс. Отличается увеличенным ресурсом. Предназначен для транспортных самолётов Ил-76МД-90, Ил-76ТД-90, Ил-76МФ, Ил-76ТФ. Сертифицирован в феврале 2004 года.
  • ПС-90А-154 - двигатель для самолёта Ту-154М2. Отличается возможностью бокового крепления.
  • ПС-90А2 - модернизированный. Отличается увеличенным ресурсом, улучшенной экономичностью и пожаробезопасностью, возможностью многократного использования чрезвычайного режима. Срок службы увеличен до 12 лет. Разрабатывается совместно с фирмой "Прэтт энд Уитни".
  • ПС-90АК - газовый с тягой 16400 кгс. Предназначен для авиалайнера Ту-204К.
  • ПС-90АМ - форсированный с тягой 18000 кгс. Предназначен для аэробуса Ил-96М.
  • ПС-90ЭУ-16А - привод газотурбинной энергетической установки ГТЭ-16ПА. Разработан на базе ПС-90А2.
  • ПС-92 - на криогенном топливе.
  • ГТУ-12П - установка для перекачки природного газа.
  • ГТУ-16П - установка для перекачки природного газа.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр максимальный

4964
1900
Масса, кг 2950
Расход воздуха через компрессор, кг/с 504
Степень двухконтурности 4,5
Степень повышения давления в компрессоре 32
Температура газа перед турбиной, °C 1370
Тяга, кгс:

на чрезвычайном режиме
на крейсерском режиме

16000
3500
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч:

на чрезвычайном режиме
на крейсерском режиме

0,38
0,595
Частота вращения ротора, об/мин. -
Общетехнический ресурс, ч. 20000

Литература

  1. Виноградов Р.И., Пономарёв А.Н. Развитие самолётов мира. - М.: "Машиностроение", 1991. - С. 219.
  2. Вульфов А. Широкофюзеляжные "Илы" // Авиация и космонавтика. - 2002. - №2. - С. 7.
  3. Авиадвигателестроение / Под ред. В.М.Чуйко. - М.: "Авиамир", 1999.
  4. Иноземцев А.А. Пермь - это двигатели! // Крылья Родины. - 1999 - №6. - С. 28-29.
  5. Николаев А. Пять десятилетий Павла Солвьёва // Двигатель. - 2003. - №1. - С. 22-27.






© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира / Materials on aviation subjects
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Rambler's Top100