ИКАМ / ICAW - The illustrated catalogue of aircraft of the world  авиация мира :: ИКАМ
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника
brazd.ru

BRAZD.RU

ИКАМ - авиация мира

каталог авиации

база авиации

каталог авиации мира

авиации мира



Вертолеты


Ми-35П
OH-58D Kiowa Warrior


В 1980-м военные США в программе AHIP (программа модернизации армейского вертолета) выдвинули принципиально новые требования к легким вертолетам разведки. Прежде всего от визуального наблюдения за полем боя требовалось перейти к обзору местности с помощью радиоэлектронных средств. В основу тактики положили концепцию "выглядывания из-за укрытия", т. е. вертолет должен вести разведку, укрываясь за предметами на местности (дома, деревья, холмы), выставляя над ними лишь блок датчиков, и летать в режиме огибания рельефа на минимальной (до 15 м) высоте. Особо оговаривалась также способность "выживания" в условиях активной ПВО противника.

В конце 1981-го проект фирмы Белл опять победил в конкурсе, и в 1982-м появился прототип OH-58D - вернее, сразу пять: фирма "одолжила" с армейских складов пять ОН-58А, "выпотрошила" их до силового набора и затем укомплектовала новыми узлами и оборудованием.

В качестве силовой установки был использован мотор Аллисон Т703-А-700 мощностью 455 л. с. Несущий винт выполнен четырехлопастным, подобным испытанному на "Джет Рейнджере". Это позволило уменьшить уровень шума и улучшить маневренность. Композитные лопасти, выдерживающие прострел 23-мм снарядом, прикреплены к втулке бесшарнирным способом. Отсек двигателя увеличили, и под его капотами разместилась система охлаждения выхлопных газов для снижения ИК-заметности.

Но наиболее принципиальные изменения произошли в бортовом радиоэлектронном оборудовании или "авионике" по западной терминологии. Самым заметным ее элементом является "мачтовая система наблюдения" MMS - шарообразный контейнер из углекомпозитов, установленный на 85-см мачте над ротором. В нем на стабилизированной платформе размещена специальная телекамера с 12-кратным приближением и оптический прицел, а также пассивная ИК-система ночного видения (термовизор) и лазерный дальномер-указатель. Это "глаза" системы. А ее "мозгом" является "комплекс управляющих процессоров" MCPU. Он получает данные от датчиков MMS, доплеровской системы навигации, бортовых приборов, обрабатывает их и выводит на дисплеи на приборной доске. Последняя фактически не имеет обычных "шкальных" приборов, место которых заняли три многофункциональных дисплея и клавиатура. MCPU также контролирует функционирование бортовых систем и обмен информацией по радиоканалам.

Эта универсальная компьютерная система обеспечивает работу экипажа во всех режимах: от пилотирования (расчет плана полета, обеспечения навигационными данными и связью) до поиска, идентификации целей и слежения за ними. О сложности этой системы может свидетельствовать то, что она состоит из 90 отдельных блоков, имеет 15 антенн, а разработкой занимались пять крупнейших концернов: Канадиан Маркони, Литтон, Сперри, Нортроп и Макдоннел-Дуглас. Чтобы ее разместить, экипаж пришлось уменьшить до двух человек. Непосредственно за их спинами находится отсек аппаратуры, а пара задних дверей стала скорее боковыми капотами. Установка оружия вначале не предусматривалась, если не считать двух спаренных ПУ "Стингер" по бортам для самообороны.

Первый экземпляр OH-58D взлетел 1 сентября 1983 г. После успешных летных испытаний, в 1985-м последовал заказ на серийное производство вначале 243 (до июня 1992 г.), а затем еще 349 машин (до 1995 г.). Под "серийным производством" подразумевался двухэтапный процесс: "раздевание" до голого планера существующих ОН-58А и С на базе Корпус Кристи (Техас) с последующими транспортировкой и оснащением до стандарта OH-58D на заводах Белл в Амарилло. Стоимость всей программы модернизирования составляла 2,4 млрд. долларов.

В войсках OH-58D появились в 1986-м и вошли в состав батальонов (эскадронов) армейской авиации (подробнее - см. "Апач" - истребитель танков". "КР" ¦¦ 11,12-95). Их основным заданием стало взаимодействие с ударными вертолетами АН-64А: поиск и обнаружение бронетехники, затем целеуказание и даже "подсветка" объекта лазерным лучом для наведения ПТУР "Хеллфайр", запущенных "Апачами" из укрытий. Как правило, один ОН-58 действует с парой АН-64, составляя "файртим" (огневую группу) - наименьшее подразделение армейской авиации.

Экспортный вариант OH-58D назывался Белл 406CS (Combat Scout - боевой разведчик). Он имел несколько упрощенную авионику (в частности, не было мачты MMS), но оснащался ПТУР и, соответственно, системой управления огнем (СУО). 15 штук закупила Саудовская Аравия.

OH-58D впервые повоевали в Персидском заливе. Для противодействия "наездам" на танкеры "неизвестных" катеров наиболее эффективными оказались вооруженные вертолеты. Вначале использовали АН-6 "Найтс Фокс", но уже в сентябре 1987-го Белл Текстрон получила заказ на 15 вооруженных OH-58D. Фирма создала, испытала и передала их армии за 100 дней, за что была награждена почетным "Кубком Дедала систем оружия". Эти вертолеты с неофициальным названием "Прайм Чанс" (первый шанс) отличались от обычных форсированным до 510 л. с. мотором (с целью сохранения ТТД при возросшем на 22% весе), наличием трубчатого пилона с двумя точками подвески вооружения и рядом новых систем БРЭО. Серия получила также полуофициальный индекс AH-58DA (А -Attack, штурмовой) и могла нести 2 - 4 ПТУР "Хеллфайр", 1 - 2 блока по 7 шт. 70-мм НАР FFAR, 1 - 2 спаренных ПУ "Стингер" либо 12,7-мм пулемет М2/ М2АС с боезапасом 500 патронов (только слева), в любых комбинациях, как симметричных так и несимметричных. Наиболее популярными были варианты: пулемет плюс блок НАР либо два блока НАР.

В состав авионики соответственно пришлось добавить систему управления огнем (СУО), включающую дисплей и подсистему наведения ПТУР, а также прицелы для НАР и пулемета. Была дополнена и аппаратура предупреждения об облучении радарами: к обычной AN/APR-39, сообщающей об азимуте, добавили "трехмерную" AN/APR-44, указывающую откуда (сверху или снизу) действует источник непрерывного облучения (т. е. это ЗУР или истребитель ПВО) и позволяющую экипажу избрать правильный маневр для уклонения.

На AH-58D впервые также появилась аппаратура ИК-помех ALQ-144 ("стаканчик" за двигателем) и видеомагнитофон для последующего анализа ситуации. Поскольку воевать предполагалось над морем, где доплеровская система навигации неэффективна, ее заменили на AN/ARN-118 TACAN. Общее число блоков БРЭО возросло до 116, антенн - до 19. Для уменьшения влияния внешнего излучения на аппаратуру задние двери сделали металлическими.

"Кайова Уорриор" не остался идентичным "Прайм Чансу". Во-первых, он получил еще более мощный. (550 л. с.) мотор Аллисон С-30Х, новый стационарный трубчатый пилон подвески вооружения (из двух половин, опирающихся на специальные подкрепления корпуса) и усовершенствованную конструкцию фюзеляжа, которая, с одной стороны, позволяет "складывать" оперение, полозья шасси и лопасти винта, с другой - навешивать различное дополнительное оборудование.

Аппаратура предупреждения о радарном облучении дополнена системой предупреждения об облучении лазером AVR-2. Общее количество блоков БРЭО доведено до 137. Как и на АН-58, управление наиболее важными системами сосредоточено на ручке управления пилота и рукоятке "шаг-газ" в виде многофункциональных тумблеров и кнопок, так что весь полет, включая боевую стрельбу, можно провести, не отрывая от них рук. Связная радиостанция работает от голоса (пилота или оператора-пилота).

OH-58D "Кайова Уорриор" в варианте MPLH (многоцелевого) предназначена в основном для сил быстрого реагирования. Благодаря возможности "складывания", он занимает минимум места, и даже средний военно-транспортный самолет С-130 вмещает два вертолета. С-141 способен перебросить 4 такие машины, которые затем можно привести в боевую готовность всего за 10 минут. Считается, что до подхода основных сил "Уорриоры" будут выполнять функции всех остальных классов вертолетов, посему они имеют разнообразное дополнительное подвесное оборудование: грузовой крюк, крепления для 4 носилок с ранеными, сиденья для 6 солдат (с привязными ремнями), они же - грузовые полки. Как сказано в техописании, "...поскольку места внутри нет, они крепятся... снаружи, по бокам фюзеляжа". Впечатления от такого полета должны быть нескучными...

15 AH-58D "Прайм Чанс" действовали над Персидским заливом в составе "Таск Форс" (Спецотряд 118) с июля 1988 г. Экипажи состояли в основном из опытных пилотов-инструкторов, тем не менее интенсивные ночные боевые действия в плохих условиях привели к катастрофе одной машины. Здесь же впервые выяснилось, что ПТУР "Хеллфайр" неэффективны над морем - луч лазера отражался от поверхности либо рассеивался от брызг воды.

В ночь с 18 на 19 января 1991 г. AH-58D взяли первых пленных в операции "Буря в пустыне", захватив вооруженную нефтяную платформу, а 26 января освободили первый клочок кувейтской территории, высадив десант на небольшой островок и пленив очередных 29 иракцев. Ночью 17 февраля пара AH-58D, после двух безуспешных атак штурмовиков "Интрудер" уничтожили "Хеллфайрами" ПУ иракских ракет береговой обороны, открыв путь десантной флотилии союзников. В операции принимали участие 103 "гладких" OH-58D, а также ОН-58А и С, в основном 101-й и 82-й дивизий. А 19 января дебютировал и саудовский Белл 406С, вооруженный ПТУР НОТ.

"Кайовы" всех моделей принимали активное участие в боевых действиях на протяжении всей войны. Не боевые потери составили 2 ОН-58, боевые - 1 ОН-58С. Последний OH-58D был сбит ПВО Северной Кореи 17 декабря 1994-го.

До настоящего времени ОН-58 остается самым распространенным легким боевым вертолетом в мире, а его модель OH-58D - уникальна как по эффективности, так и по стоимости.





© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира / Materials on aviation subjects
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Rambler's Top100