Концептуальные исследования по созданию истребителя F-15 начались в США в ноябре 1965 года, а в сентябре 1968-го командование американских ВВС направило предложения фирмам о выдвижении конкурсных проектов. Перед американскими специалистами была поставлена задача разработать новый истребитель, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе и способный наносить удары по наземным целям. В 1969 году разработчиком F-15 стала фирма “Макдоннелл Дуглас”. Первый контракт предусматривал строительство 18 одноместных истребителей F-15A и двух учебно-боевых TF-15 (их обозначение было изменено на F-15B в .декабре 1977 года). Экспериментальный образец F-15A был выпущен в июне 1972 года. а уже в июле начались его летные испытания. Первый полег серийного самолета этого типа состоялся в сентябре 1974 года, о завершении формирования эскадрильи было объявлено в июне 1975-го. В настоящее время истребители F-15A и В состоят на вооружении ВВС США (было получено 365 F-15A, включая десять опытных образцов, и 59 F-15B, в том числе два опытных образца TF-15) и Израиля (46 F-15A и В. из них 25 ранее эксплуатировались в США).
Истребитель F-15 имеет малую нагрузку на крыло, двухдвигательную силовую установку и двухкилевое хвостовое оперение. Крыло самолета F-15 стреловидное, закрылки простые двухпозиционные поверхности управления самолетом обычные, однако для выполнения маневра по крену используются элероны совместно со стабилизатором, при этом на сверхзвуковых скоростях элероны отключаются. Управление элеронами осуществляется с помощью обычных приводов и механических тяг, а рулями поворота и стабилизатором -еще и электрическими приводами от системы повышения устойчивости. Конструкция воздухозаборников обеспечивает эффективную работу силовой установки на различных режимах, в том числе на больших углах атаки. Каждый из них имеет три створки с регулированием их углового положения и регулируемое окно перепуска воздуха.
С середины 1980 года начался выпуск истребителей F-15C (боевой) и D (учебно-боевой). В отличие от предыдущих модификаций эти самолеты имеют увеличенный (на 900 кг) запас топлива во внутренних баках и возможность оснащения двумя конформными баками “Фаст пэк” с общим запасом топлива 4500 кг. в которых может также размещаться дополнительная радиоэлектронная аппаратура. Для снятия и установки таких баков требуется примерно 15 мин.
Истребители F-15C состоят на вооружении военно-воздушных сил США (получено 409 F-15C и 61 F-15D, поставки закончены в ноябре 1989 года). Японии (выпускались по американской лицензии и имеют обозначение F-15.1. приобретено 166 самолетов я 39 учебно-боевых). Израиля (18 F-15C и 13 F-15D ) и Саудовской Аравии (79 F-15С, из них 24 ранее эксплуатировались в США. 19 F-15D). Самолеты эгих модификаций предназначены для выполнения задач завоевания превосходства в воздухе, контроля воздушного пространства, прикрытия группировок сухопутных войск и военно-морских сил, а также могут использоваться для нанесения ударов по наземным целям.
Применение оружия обеспечивается главным образом импульсно-доплеровской РЛС AN/APG-63. Основные органы управления оружием для удобства работы расположены на рычагах управления двигателями и ручке управления самолетом. Для обнаружения и перехвата воздушных целей наряду с бортовыми средствами используются данные наведения и целеуказания, передаваемые с самолетов ДРЛО. а также с наземных пунктов контроля и управления. Подобно самолетам более ранней модификации бортовое оборудование истребителя F-15C позволяет перехватывать воздушные цели на как больших, так и малых высотах. в том числе на фоне подстилающей поверхности. Самолет оснащен системой опознавания “свой-чужой” (ответчик АРХ-101, приемопередатчик АРХ-76, вычислитель запросчика KIR/TSEK и устройство анализа ответных сигналов МХ-9147/АРХ), прицельно-навигационным оборудованием (многофункциональная РЛС APG-63. радионавигационная система ближнего действия AN/ARN-111 TACAN, приемник ARN-118 системы посадки по приборам ILS и инерциальная навигационная система AN/ASN-109). Тактическая обстановка и пилотажно-навигационные данные высвечиваются с помощью системы AN/AVQ-20 отображения информации на лобовом стекле и многофункциональных индикаторов. В состав связного оборудования входят УКВ радиостанция ARC-164 и ARC-186. а также аппаратура связи и распределения данных AN/URC-107(V) JTIDS. Имеется возможность закрытия каналов связи. К бортовой аппаратуре РЭБ относятся станции постановки активных помех ALQ-135(V), радиотехнической разведки ALQ-128. обнаружительный приемник ALR-56, устройство выброса расходуемых средств ALE-45.
Тактический истребитель F-15C имеет следующие основные характеристики: экипаж один человек, максимальная взлетная масса 30850 кг (пустого - 12790). Максимальная скорость полета 2650 км/ч (на высоте 11000 м), практический потолок 18300 м. тактический радиус действия 1100 - 1800 км (в зависимости от боевой нагрузки и профиля полета), перегоночная дальность 4600 км. В состав силовой установки входят два турбореактивных двухконтурных двигателя F 100-PW-220 максимальной тягой по 10770 кгс. Вооружение - 20-мм шестиствольная пушка “Вулкан” (боекомплект 940 патронов), УР AIM-9 “Сайдвиндер”, AIM-7 “Спарроу” и AIM-120 AMRAAM. НАР. бомбы (максимальная масса боевой нагрузки 7250 кг). Размеры самолета: длина 19,43 м, высота 5.63 м, размах крыла 13,05 м, площадь крыла 56,5 кв.м.
Следующая модификация самолетов этого типа, получившая наименование F-15E “Страйк Игл”, была разработана американскими специалистами на базе учебно-боевого F-15D. Первый вылет тактического истребителя F-15E состоялся 11 декабря 1987 года. В отличие от предыдущих модификаций такой самолет в основном предназначен для нанесения ударов по наземным целям, для чего в состав его вооружения включены управляемые ракеты класса “воздух - земля”, кассеты, управляемые и неуправляемые авиационные бомбы. Данный самолет может использоваться в качестве носителя ядерного оружия. Расчетный вариант снаряжения предусматривает подвеску двух ядерных бомб (по одной на конформном топливном баке). Однако F-15E также успешно решает задачи по уничтожению воздушных целей. Для этого он может оснащаться управляемыми ракетами AIM-120 AMRAAM, AIM-7 “Спарроу”, AIM-9 “Сайдвинлер” класса “воздух - воздух”. Кроме того, F-15E применяется и в качестве самолета целеуказания, передавая информацию об обнаруженных целях другим ударным самолетам или обеспечивая наведение управляемого оружия на цель путем подсветки ее лучом лазера.
Общая масса бортового радиоэлектронного оборудования 1180 кг, то есть на 180 кг больше, чем на предыдущей модификации - F-15D. Дополнительное оборудование в основном размещено в отсеке боеприпасов к 20-мм пушке, в результате чего боезапас сократился до 470 снарядов. Самолет F-15E оснащен более мощными двумя ТРДД F100-PW-229 максимальной тягой по 13200 кгс. Наибольшие изменения были внесены в состав прицельно-навигационного оборудования, что обеспечило экипажу возможность самостоятельно вести эффективный поиск и уничтожение как наземных, так и воздушных целей в районе их предполагаемого местонахождения. В него включены многофункциональная РЛС APG-70, подвесная двухконтейнерная оптико-электронная прицельно-навигационная система LANTIRN. инерциальная навигационная система на кольцевых лазерных гироскопах, аппаратура спутниковой навигационной системы NAVSTAR и радиовысотомер AN/APN-232. Дополнительная аппаратура, в том числе разведывательное оборудование и лазерный целеуказатель, может устанавливаться в конформных топливных баках. Тактическая обстановка и пилотажно-навигационные данные высвечиваются с помощью систем нашлемной и отображения информации на лобовом стекле, а также с помощью индикаторов (информация от ИК станции системы LANTIRN, от приемника предупреждения о радиолокационном облучении, для вывода движущейся карты местности и т. д.). Истребители F-15E состоят на вооружении военно-воздушных сил США (поставлено 215), Израиля (имеют обозначение F-15I, заказано 25 самолетов, в ноябре 1997 года получены первые два, завершение поставок ожидается в 1999-м) и Саудовской Аравии (F-15S, поставлено десять).
F-15E Strike Eagle - двухместный многоцелевой всепогодный ударный истребитель созданный на основе F-15D. Серийное производство начато 11 декабря 1986 года. Первые самолеты стали поступать в ВВС на авиационную базу Luke в апреле 1988 года. Поставки самолета закончены в 1994 году, и в 1998 году закончены замены устаревших истребителей на F-15E.
Практически полностью заменена электронная "начинка", в особенности системы управления оружием. На F-15E установлен центральный компьютер IBM Honeywell ASK-6, пульсово-доплеровская РЛС Hughes APG-70 c системой управления оружием AWG-27 с системой навигации и прицеливания LANTIRN.
Разновидности самолета F-15:
F-15A — первый серийный одноместный истребитель. С 1974 по 1979 г. выпущено 365 самолетов.
F-15B — двухместный серийный учебно-боевой самолет. Выпущено 59 единиц (1974—1979 гг.).
F-15C — серийный одноместный истребитель с усиленной конструкцией планера, увеличенной емкостью баков, имеет узлы крепления для подвесных конформных баков (1979 — 1989 гг.).
F-15D — серийный двухместный учебно-боевой самолет на базе F-15C (1979—1989 гг.).
F-15E - двухместный многоцелевой всепогодный ударный истребитель созданный на основе F-15D. Серийное производство начато 11 декабря 1986 года. Первые самолеты стали поступать в ВВС на авиационную базу Luke в апреле 1988 года. Поставки самолета закончены в 1994 году, и в 1998 году закончены замены устаревших истребителей на F-15E.
Практически полностью заменена электронная "начинка", в особенности системы управления оружием. На F-15E установлен центральный компьютер IBM Honeywell ASK-6, пульсово-доплеровская РЛС Hughes APG-70 c системой управления оружием AWG-27 с системой навигации и прицеливания LANTIRN.
F-15F - одноместный вариант F-15E.
F-15I Thunder - вариант F-15E построенный для Израиля (25 самолетов поставленных в 1998 году).
F-15S - вариант F-15E построенный для Саудовской Аравии (72 самолета поставленных в 1995 году).
Разновидности самолета F-15 поставлялись Израилю, Саудовской Аравии и Японии.
Серийный выпуск "Иглов" производился в Японии (F-15J и F-15DJ) с 1982 года.
Самолеты F-15 широко использовались в качестве летающих лабораторий для отработки новых двигателей, аэродинамики, БРЭО и вооружения.
Характеристики самолета F-15С:
Год принятия на вооружение - 1979 (F-15A -1974)
Размах крыла - 13,05 м
Длина самолета - 19,05 м
Высота самолета - 5,63 м
Площадь крыла - 56,6 кв.м
Угол стреловидности по передней кромке - 45 град
Масса, кг
- пустого самолета - 12970
- нормальная взлетная - 20240 (F-15A - 18820)
- максимальная взлетная - 30850
Топливо, л
- внутреннее - 6103
- ПТБ - 5395
Тип двигателя (тяга, кН):
- на F-15A/B и первых F-15C/D - 2 ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-100
(максимальная тяга - 2 х 10810 кгс)
- на F-15C/D поздних выпусков - 2 Pratt & Whitney F100-PW-220
(максимальная тяга - 2 х 10640 кгс)
Максимальная скорость, км/ч.
- у земли - 1480
- на большой высоте - 2650
Посадочная скорость - 232 км/ч
Практический потолок - 18300 м
Практическая дальность, км.
- без ПТБ, со стандартным вооружением - 1900
- перегоночная с тремя ПТБ - 4630
- с тремя ПТБ - 5750
Длина разбега - 274 м
Длина пробега - 1067 м (без тормозного парашюта)
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 9 (F-15A - 7,3)
Вооружение: F-15A/B/C/D "Eagle": Шестиствольная 20-мм пушка General Electric М61А1 Vulcan (940 снарядов), 4 УР AIM-9L/V "Сайдуиндер", 4 УР AIM-7F/M "Спэрроу" или до 8 УР средней дальности AIM-120 AMRAAM (только на F-15C/D).
F-15E/F "Strike Eagle": Одна 20-мм шестиствольная пушка М61А1 Вулкан с 512 патронами. Боевая нагрузка - 11113 кг. размещенная на 9 внешних подвесках.
Возможна установка:
4-8 УР класса "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM. 4 AIM-7F/M Sparrow , AIM-9L/M Sidewinder, 6 УР класса "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick. До 5 ядерных бомб В-51(В-61).
Бомбы:
7 GBU-10 Paveway II ,15 GBU-12,2 GBU-15, 5 GBU-24 Paveway III, 20 кластерных бомб Mk.20 Rockeye, 2 GBU-28, 26 бомб Mk.82, 7 бомб Мk.84, а так же 12 CBU-87, напалмовые бомбы BLU, ПУ НУР LAU-3 19 x 70-мм НУР.
Возможна также подвеска:
3 контейнеров с 30-мм пушками, УАБ AGM-130, ПРЛУР AGM-88 HARM.