ИКАМ / ICAW - The illustrated catalogue of aircraft of the world  авиация мира :: ИКАМ
   Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника
brazd.ru


BRAZD.RU

авиация мира

ИКАМ - авиация мира

каталог авиации

база авиации

каталог авиации мира



General Dynamics F-111 Aardvark Фронтовой бомбардировщик


General Dynamics F-111 Aardvark Фронтовой бомбардировщик


F-111 — первый в мире серийный боевой самолет с крылом изменяемой стреловидности, двухконтурными турбореактивными двигателями и автоматической системой следования рельефу местности. Начало его истории относится к 27 марта 1958 г., когда ВВС США выпустили требования к всепогодному истребителю вертикального/короткого взлета и посадки с максимальной скоростью, более чем в два раза превышавшей скорость звука. Через год, поняв нереальность задачи, ВВС изменили некоторые ТТТ, в частности, речь уже шла только об укороченных взлете и посадке. Но было включено новое сложное требование: достичь маловысотного полета. Самолет предназначался для атак наземных целей с применением обычного и ядерного оружия. Он был назван "истребителем", но фактически представлял собой истребитель-бомбардировщик, предназначенный прежде всего для изоляции района боевых действий и замены в этой роли самолетов Republic F-105.

Противоречивые требования к самолету могли быть удовлетворены только применением крыла изменяемой стреловидности (КИС). В полностью развернутом положении КИС уменьшает скорости взлета и посадки, сокращает длину разбега и пробега. При максимальном угле стреловидности позволяет совершить скоростной бросок у земли или развить максимальную скорость на большой высоте. В промежуточных положениях КИС обеспечивает быстрый разгон, большую дальность полета по маршруту и длительное барражирование в зоне. Таким образом обеспечивается многорежимность самолета.

Первый серийный F-111А совершил полет 12 февраля 1967 года. ВВС и ВМС США предусматривали закупку 1350 самолетов F-111А и 350 — F-111В, работы по которому вскоре и вовсе прекратились из-за его чрезмерной взлетной массы. Да и объем производства F-111А был значительно уменьшен в связи с возникшими техническими проблемами. Всего в 1964—1976 гг. было построено лишь 562 самолета различных модификаций.

Вариант F-111F — единственный F-111 с системой "Пейв Тэк". 82 самолета F-111F проходят дальнейшую модификацию по программе "Пейсер Страйк", которая началась в 1989 г. Оборудование самолетов EF-111A планируется модернизировать до 2003 г.

Система управления полетом (СУП) необратимая бустерная с самонастраивающейся системой повышения устойчивости по трем осям с трехкратным резервированием. Гидравлика состоит из двух автономных систем с двумя гидронасосами на каждом двигателе. На F-111А установлена аналоговая прицельно-навигационная система Mk. 1.

В американских ВВС самолет EF-111А — один из основных авиационных средств радиоэлектронного подавления объектов ПВО.

В военных действиях F-111 применялся, в основном, в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Так, в операции "Комбат Лансер" он действовал полностью автономно, как это и предусматривалось разработанной для него тактикой. Даже перелет в Таиланд осуществлялся с использованием только бортовой инерциальной навигационной системы и без дозаправки топливом, хотя и с промежуточными посадками — для тактического самолета в то время это было крупным достижением.

В боевых вылетах сохранялся режим радиомолчания, поэтому точные причины гибели двух первых самолетов так и остались неизвестными.

Второй раз самолеты F-111А были развернуты на базе Тахли в последние месяцы войны во Вьетнаме — в сентябре

1972 — феврале 1973 г. Было выполнено более 4000 вылетов и потеряно шесть из 52 участвовавших самолетов. F-111А продемонстрировал высокую надежность в полевых условиях: коэффициент отмены вылетов был всего 0,85°/), каждый экипаж совершил по 45—53 вылета. Коренное отличие самолета — способность следовать рельефу местности и точно выходить на цель — позволяло "вслепую", с первого захода "класть" прямо на цель обычные некорректируемые боеприпасы. Обычно F-111А нес 12-16 бомб или разовых бомбовых кассет калибром 227 и 340 кг, а изредка и 907 кг. Более 98% всех вылетов проходило на малой высоте, на режиме следования рельефу местности. Американские летчики называли такой полет "лыжными гонками".

15 апреля 1986 г. в налете (под кодовым названием "Эльдорадо Каньон") на резиденцию ливийского лидера М .Каддафи в Триполи принимали участие 13 самолетов F-111F и три EF-111А, базировавшихся в Англии и Лейкенхите. Один из самолетов был потерян. F-111 широко применялся в январе— феврале 1991 г. во время операции "Буря в пустыни" для нанесения ударов по иракским стратегическим и тактическим целям.

Модификации самолета

F-111A: первый серийный вариант, двухместный тактический истребитель-бомбардировщик, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями Пратт-Уитни (Pratt & Whitney) TF30-P-3 тягой 8391 кг (18500 фунтов); было построено 158 самолетов, восемнадцать из них являлись предсерийными и опытными; первый серийный экземпляр совершил свой первый полет в июне 1967 г.

ЕF-111A Raven: тактический вариант для радиоэлектронной борьбы (ЕСМ); производился компанией Грумман на основе самолетов F-111A.

FB-111A: двухместный бомбардировщик для Стратегического авиационного Командования ВВС США (USAF Strategic Air Command) с увеличенным на 2,13 м размахом крыла, усиленным шасси, увеличенным запасом топлива и двигателями TF-30-P-7 тягой 9185 кг . В конце 1965 года в США было принято решение о постройке 263 самолетов FB-111А на основе истребителя-бомбардировщика F-111А для замены стратегических бомбардировщиков Боинг В-52С, D и F и Конвэр В-58А. Емкость топливных баков составляет 21243 л (с учетом баков в бомбоотсеке). На внешних узлах могут быть подвешены до четырех сбрасываемых баков по 2270 л. Используется навигационно-бомбардировочная система Mk.2B. Построено 76 машин.

RF-111A: разведывательный вариант самолета F-111A, оснащенный съемным сенсорным элементом; успешно прошел испытания, но не поступил в производство.

YF-111A: переобозначение двух почти построенных самолетов F-111K для ВВС Великобритании (RAF) после отмены заказа; они были завершены и отправлены в ВВС США для исследования, развития, программы испытаний и оценки.

F-111В: палубный самолет воздушного прикрытия кораблей ВМС США; было построено семь машин до того, как их разработка и производство были прекращены.

F-111С: обозначение 24 ударных самолетов, заказанных в 1963 г. ВВС Австралии; этот самолет имел увеличенный, как и у FB-111A, размах крыла, усиленное шасси и двигатели TF30-P-3.

F-111D: похожий на модель F-111E, но оснащенный двигателями TF30-P-9 тягой 8890 кг (19600 фунтов), современным авиационным электронным оборудованием для увеличения возможностей использования вооружений класса "воздух-воздух" и аэронавигации; построено 96 самолетов.

RF-111D: обозначение, данное разведывательному самолету; не производился из-за отсутствия средств.

F-111Е: вытеснил самолет F-111A из производства после 160-го самолета; имеет модифицированные воздухозаборники двигателей TF30-P-3; построено 94 машины.

F-111F: имел усовершенствованное авиационное электронное оборудование, включая комбинацию навигационной и цифровой компьютерной систем самолетов F-111D и FB-111A, усовершенствованную конструкцию крыла и шасси и намного более мощные двигатели TF30-P-100; построено 106 самолетов.

F-111G: обозначение, данное самолетам FB-111A, переделанным для выполнения тактических задач.

FВ-111Н: предполагавшийся бомбардировщик вторжения с ручным управлением, оснащенный двумя турбовентиляторными двигателями Дженерал Электрик (General Electric) F101-GE-100 тягой 13608 кг, более современным авиационным электронным оборудованием и увеличенным запасом вооружения; серийно не производился.

F-111K: обозначение 50 самолетов, заказанных ВВС Великобритании; заказ аннулирован в 1968 г.

Тактико-технические характеристики F-111A: Год принятия на вооружение - 1965 Размах крыла, м - максимальная - 19,2 - минимальная - 9,74 Длина самолета - 22,4 м Высота самолета - 5,22 м Площадь крыла - 48,77 / 61,07 кв.м Масса, кг - пустого самолета - 21400 - максимальная взлетная - 54360 Масса топлива - 14738 кг ПТБ - до 6 х 2270 л Тип двигателя - 2 ТРДДФ Пратт-Уитни TF30-P-100 Тяга - 2 х 11385 кгс Максимальная скорость - 2655 км/ч Практический потолок - 18290 м Практическая дальность - 4710 км Боевой радиус действия - 1000 км Длина разбега - 950 м Длина пробега - 915 м Экипаж - 2 чел

Вооружение: одна многоствольная пушка М61А-1 калибра 20 мм и одна бомба массой 340 кг (750 фунтов) или две бомбы В43 во внутреннем оружейном отсеке; три подкрыльных узла крепления на каждой консоли крыла поворачивались при изменении стреловидности крыла.




© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира / ICAW - The illustrated catalogue of aircraft of the world
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Rambler's Top100