ИКАМ / ICAW - The illustrated catalogue of aircraft of the world  авиация мира :: ИКАМ
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника
brazd.ru

BRAZD.RU

ИКАМ - авиация мира

каталог авиации

база авиации

каталог авиации мира

авиации мира



Вертолеты


CSH-2 Rooivalk
CSH-2 Rooivalk


На протяжении всей своей истории вооруженные силы ЮАР оснащались практически импортной военной техникой. Предприятия местной промышленности освоили ремонт, изготовление отдельных узлов и деталей, а со временем и полное производство такой сложной боевой техники, как самолеты "Мираж" и вертолеты "Алуэтт" III и "Пума". Возможно, все бы и ограничилось производством по лицензии или совместными с Западом разработками боевой техники, но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1977 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию ¦ 418, наложившую эмбарго на поставки оружия Южно-Африканской Республике.

К этому времени на юге Африки уже полтора десятка лет бушевала война. Боевые действия происходили в малонаселенных районах саванны - бушленде. Война носила характер рейдов механизированных армейских групп, поддерживаемых авиацией. Очень активно расистской стороной использовались вертолеты французской конструкции "Алуэтт" 111 и "Пума". С их помощью высаживали десанты, вели разведку, поддерживали огнем армейские части.

В начале войны авиация ЮАР господствовала в воздухе. Поставки в Анголу современных средств ПВО из Советского Союза кардинально изменили обстановку в воздухе над бушлендом. Французские вертолеты являлись, по существу, гражданскими машинами и не были рассчитаны на выполнение боевых задач в условиях огневого противодействия.

В дополнение к "Алуэттам" и "Пумам" требовалась винтокрылая машина, способная эскортировать свои транспортные вертолеты, подавлять средства ПВО противника и при необходимости вести воздушный бой с вертолетами Ми-25. Закупка таких машин за рубежом исключалась из-за санкций ООН, модернизационнный потенциал "Алуэтта" III и "Пумы" был ограничен, а собственная промышленность не имела абсолютно никакого опыта самостоятельной разработки таких машин. Тем не менее создание боевого вертолета оригинальной конструкции представлялось единственным выходом из сложившейся ситуации.

И решение было принято. За разработку вертолета взялась фирма "Атлас Эйркрафт Корпорейшн", основанная в 1963 г. и занимающаяся производством авиационной техники для ВВС ЮАР. ВВС заключили контракт с фирмой в 1981 г.

На основе опыта войны в бушленде были выработаны основные требования к боевому вертолету: высокая надежность и ремонтопригодность при продолжительных действиях в условиях сильной запыленности вдали от аэродромов базирования; надежная навигация в условиях местности, лишенной характерных ориентиров; высокий уровень автоматизации электронных систем для снижения нагрузки на летчика; низкий уровень вибраций.

Работа над созданием машины сопровождалась повышенной секретностью и велась методом последовательных приближений из-за отсутствия необходимого опыта. Первым шагом на пути, приведшем в конечном итоге к созданию винтокрылого штурмовика "Ройвалк", стала разработка демонстрационного вертолета ХН-1 "Альфа", предназначавшегося для проверки концепций системы вооружения и компоновки кабины экипажа. В конструкции вертолета широко использовались узлы и системы вертолета "Алуэтт" III. Первый полет ХН-1 "Альфа" совершил 2 февраля 1985 г. Испытания прошли успешно и убедили руководство ВВС ЮАР, что фирма "Атлас" может самостоятельно разработать боевой вертолет.

Для дальнейшей отработки конструкции, вооружения и систем нового вертолета два вертолета AS.330 "Пума" были переоборудованы в летающие стенды. На первом вертолете-стенде, получившем название ХТР-1 (Experimental Test Platform) "Бета", отрабатывались конструкция крыла малого удлинения и подсистемы будущего CSH-2. Первый полет ХТР-1 совершил в 1986 г. На втором вертолете-стенде ХТР-2 отрабатывались системы управления оружием и само вооружение: 20-мм пушка GA-1 на турели, ракеты различного класса - НАР, ПТУР с лазерным наведением, УР класса "воздух - воздух" с ИК-головками самонаведения.

Следующим шагом стала разработка прототипа CSH-2 - вертолета XDM (Experimental Demonstration Model). Первый полет вертолет XDM выполнил 11 февраля 1990 г., а в 1992-м начались летные испытания второго опытного вертолета CSH-2 - ADM (Advanced Demonstration Model). Первый полет третьего опытного вертолета EDM (Engeneering Development Model) состоялся в 1996 г.

Вертолет CSH-2 "Ройвалк" выполнен по ставшей классической для боевых вертолетов одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом, пятилопастным рулевым винтом, стреловидным крылом малого удлинения и тандемной кабиной экипажа. Обращают на себя внимание массивные фильтры на воздухозаборниках двигателей, предохраняющие их от попадания минерального песка, которым изобилуют почвы на юге Африки.

Силовая установка состоит из двух усовершенствованных в ЮАР турбовальных двигателей Турбомека "Макила" мощностью по 1877 л.с. Протектированнные топливные баки размешаются в средней части фюзеляжа; возможно использование подвесных баков. На вертолете удалось значительно уменьшить уровень вибраций благодаря применению специальной системы виброизоляции несущего винта и трансмиссии от фюзеляжа. По словам летчика-испытателя фирмы "Атлас" Тревора Ральстона, уровень вибраций такой же, как в кабине обычного самолета.

Разработчики вертолета уделили большое внимание способности выживания на поле боя в условиях противодействия средств ПВО. В отношении тактики использования "Ройвалка", по-видимому, африканские специалисты опирались скорее на философию Ми-24. Как известно, Ми-24 использовались и используются для нанесения бомбо-штурмовых ударов непосредственно по переднему краю обороны противника, при этом вертолет находится в зоне воздействия всех видов стрелкового и зенитно-ракетного оружия в течение довольно продолжительного времени.

Необходимо отметить, что термин "боевой вертолет" применительно к западным машинам, таким, как "Апач" или "Кобра", не совсем верен, - это скорее противотанковые вертолеты Они не способны выжить под огнем средств ПВО, а основная тактика их применения - пуск ПТУР на максимально возможную дальность с территории расположения своих войск Штурмовые действия эти вертолеты осуществляют только при отсутствии серьезного зенитного противодействия.

По своей концепции "Ройвалк" гораздо ближе к Ми-24, чем к "Апачу" Философию, характеризующую выживаемость "Роивалка", можно сформулировать следующим образом вертолет не должен быть обнаружен, а если он обнаружен, то его не должны повредить, повреждение - еще не катастрофа, ну а если уж сбили - то вертолет не должен разрушиться при падении.

Обнаружить вертолет труднее, если снизить его заметность в визуальном, акустическом, тепловом и радиолокационном диапазонах Меры по снижению заметности вертолета достаточно традиционны Низкая визуальная заметность достигается применением специальной камуфляжной окраски, плоскими панелями остекления кабины для уменьшения бликов отраженного света и специальной тактикой боевого применения вертолета с предельно малых высот Снижению эффективной поверхности рассеивания способствуют малая площадь поперечного сечения машины, стреловидные крылья малого удлинения вместо прямых, плоские панели остекления с золоченым покрытием.

Использование вертолета на сверхмалых высотах также затрудняет его обнаружение радиолокаторами противника. Для уменьшения заметности в тепловом диапазоне применяется система смешивания горячих выхлопных газов двигателя с окружающим воздухом в соотношении 1:1, этот способ позволяет уменьшить инфракрасное излучение двигателей на 96%, и, опять же, тепловое излучение уменьшают специальная камуфляжная окраска и тактика применения вертолета.

Члены экипажа защищены керамической, а отдельные важные узлы конструкции - акриловой броней Общая площадь бронирования меньше, чем у российских боевых вертолетов, но больше, чем у "Апача" Все жизненно важные системы вертолета дублированы Широко при меняется принцип защиты более важных элементов конструкции менее важными Управление вертолетом может осуше ствляться и летчиком, и оператором вооружения, для чего органы управления размешены в обеих кабинах Вертолет оснащен инерциальной навигационной системой и приемником спутниковой навигационной системы GPS Приборное оборудование вертолета выполнено по принципу "стеклянной кабины" с использованием многофункциональных цвет ных жидкокристаллических индикаторов.

Обзорно-прицельная система (ОПС) TDATS обеспечивает всепогодность применения вертолета. В ее состав входят тепловизор, низкоуровневая телевизионная камера и лазерный дальномер-целеуказатель. Данные могут передаваться по закрытой цифровой линий связи в реальном масштабе времени другим вертолетам "Ройвалк" либо на армейские командные пункты.

Вертолет вооружен автоматической 20-мм пушкой GA-1 "Рэтлер", установленной на подфюзеляжной турели. Интересно отметить, что пушка GA-1 - это не что иное, как модифицированная в ЮАР немецкая пушка MG.151, - стандартное оружие германских истребителей времен второй мировой войны. Представители фирмы "Атлас" заявляют, что благодаря низкому уровню вибраций носовой части вертолета стрельба из пушки имеет очень высокую точность: с одного выстрела можно поразить одиночного солдата. Однако необходимо отметить большой вынос ствола пушки -вспышки при стрельбе могут ослепить датчики ОПС.

Шесть подкрыльевых пилонов могут использоваться для подвески разнообразного вооружения: контейнеров с 1848-мм HVP, ПТУР национальной разработки "Мокопа" с лазерным или радиолокационным наведением, УР класса "воздух - воздух" V3B "Кукри" производства ЮАР или американских "Сайдуиндеров". В системе управления оружием имеются два вычислительных устройства, каждое из которых обслуживает оружие одной из консолей крыла.

Надо признать, что конструкторам фирмы "Атлас" удалось разработать вертолет мирового уровня. Он не несет каких-либо революционных идей в компоновке, конструкции или тактике применения, как, например, российский Ка-50 или американский RAH-66 "Команч", но его летные характеристики и РЭО находятся на уровне конкурентов.

Создание "Ройвалка" - не первый случай разработки боевого вертолета собственными силами страной, ранее никогда подобными работами не занимавшейся. Свои ударные винтокрылые машины пытались разрабатывать в Чили, Индии, Румынии, Польше, но только ЮАР удался полноценный современный боевой вертолет. В других странах работы по разным причинам затянулись или были прекращены. В начале 90-х программу "Ройвалк" пытались заморозить по политическим мотивам: на юге Африки в то время шла своя "перестройка". Фирма "Атлас" продолжила работы по вертолету на свой страх и риск и в результате не прогадала.

Публичный дебют "Ройвалка" состоялся в 1993 г., на авиасалоне в Дубае. В последующие годы "птичка пустельга" из ЮАР неоднократно демонстрировалась на различных авиационных выставках во многих странах мира.

25 апреля 1997 г. консорциум "Еврокоптер" и южноафриканский концерн "Денел Авиэйшн", в который вошла фирма "Атлас", подписали соглашение о совместной разработке, производстве и обслуживании вертолетов "Ройвалк". Предусматривается продвижение вертолета на мировой рынок совместными усилиями европейцев и южноафриканцев. По заявлению президента "Еврокоптера" Жана Франсуа Бигэ, консорциум заинтересован в серийном производстве "Ройвалка", который сможет дополнить более легкий вертолет "Тигр"в армиях Франций и Германии и составить эффективную конкуренцию "Апачу" в "третьих" странах.

Привлекательной представляется возможность совместного боевого применения вертолетов "Ройвалк" и "Тигр". Хорошо защищенный "Ройвалк" будет использоваться как ударный, а "Тигр", оснащенный совершенным электронным комплексом, - в качестве машины целеуказания и управления.

Причин столь неожиданного решения руководства "Еврокоптера" может быть несколько, к примеру - провал вертолета "Тигр" на европейском рынке: Великобритания и Нидерланды предпочли ему заокеанского "Апача"; неудовлетворенность боевыми возможностями "Тигра", особенно его потенциальной уязвимостью от огня средств ПВО. Судя по всему, "Ройвалк" ждет большое будущее. Сейчас же ведется изготовление партии из 12 машин этого типа, заказанных ВВС ЮАР.





© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира / Materials on aviation subjects
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Rambler's Top100