ИКАМ / ICAW - The illustrated catalogue of aircraft of the world  авиация мира :: ИКАМ
   Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника
brazd.ru


BRAZD.RU

авиация мира

ИКАМ - авиация мира

каталог авиации

база авиации

каталог авиации мира



Valter und Reimar Horten X


Valter und Reimar Horten X Valter und Reimar Horten


Братья Хортены разрабатывали свои конструкции летающих крыльев прежде всего как относительно большие дальние и сверхдальние самолеты. В течение войны у них появился, собственно говоря, только один проект одноместного истребителя, который должен был достигнуть сверхзвуковой скорости.

Замыслы братьев были похожи на идеи доктора Липпиша, который работал над подобными проектами в Вене.

Работы над этим замыслом были начаты со строительства свободнолетающей модели весом 8-10 кг, с крылом большой стреловидности и размахом около 3 м. После этого в Геттингене должны были проводиться первые практические испытания.

Для того чтобы быстрее получить результаты с пилотируемым самолетом, маленькая фирма в 1943 г. изготовила на базе планера - летающего крыла Н 1Mb - опытный планер со стреловидностью крыла 60°. Самолет с размахом крыла 12,5 м получил из соображений секретности обозначение Н XIIIa, для того чтобы не возникло никакой взаимосвязи с работами над истребителем Н X. С последующим продолжением работ сверхзвуковой треугольник был обозначен Н XIIIb.

Летные испытания Н XIIIa начались 27 ноября 1944 г. и продолжались вплоть до капитуляции Германии. За 20 полетов общей продолжительности около 10 часов были получены ценные сведения о поведении летающего крыла большой стреловидности на малых скоростях.

Об окончательной схеме сверхзвукового треугольника имеются противоречивые данные. Например, в британском рапорте R.A.E № F.A. 259/1 от октября 1945 г. отмечалось:

«По виду Хортен X подобен проектам высокоскоростных и сверхзвуковых самолетов Липпиша, в особенности Р13. Хортен объясняет, что он впервые узнал о работах Липпиша только в Лондоне. Основное отличие проекта состоит в том, что братья Хортены специальные вертикальные поверхности считали бесполезными, в то время как Липпиш предпочитал схему с одним очень большим килем».

Возможно, что последнее предложение не относилось напрямую к Хортен X, особенно по взгляду на общую философию проекта. В изданной в 1982 г. книге «Летающие крылья, история самолетов Хортен 1933 - 1960» Реймар заме- тил: «При длине самолета 10 м и полуразмахе всего 3,6 м сопротивление руля направления было довольно незначительным. Поэтому Хортен Но Х(XIIIb) с самого начала был оборудован вертикальным оперением, хотя сопротивление руля направления на околозвуковых скоростях было причиной возникновения ударной волны на верхней поверхности крыла».

В 1953 г. в Аргентине, продолжая работы над сверхзвуковым самолетом, Реймар Хортен и его сотрудник Карл Никель также с самого начала предусмотрели относительно большое хвостовое оперение.

В литературе появились искаженные изображения Н X или Н Xlllb, которые не имеют ничего общего с высказываниями Реймара Хортена в уже упомянутой книге «Летающие крылья...» На основании этого источника и с помощью уже упомянутого британского сообщения, в котором имеется рисунок, следует попытаться реконструировать самолет.

Общие чертежи, расчеты и другие данные были утеряны, по всей видимости, в последние дни войны.

Деревянный планер был в 1945 г. в стадии постройки, части от него нашли англичане после капитуляции. На втором этапе испытаний на деревянный планер должны были установить двигатель Аргус As 10. И только после полномасштабных испытаний со скоростями до 500 км/час предполагалось появление запланированного сверхзвукового истребителя с HeS 011.

Таким же последовательным путем фирма «Хортен» шла при разработке Но IX; из всего этого вытекало, что опытно-конструкторские работы над самолетом Но X могли занять несколько лет.

Самолет, вместе с работами Липпиша, представлял собой первый шаг к современным высокоскоростным машинам с треугольными крыльями и реактивными двигателями.

Спустя годы после окончания войны англичане испытали подобную проекту Хортен аэродинамическую концепцию в виде Хендли Пейндж HP 115. Летные исследования поведения треугольного крыла малого удлинения с углом стреловидности около 70° на околозвуковых скоростях влились в программу «Конкорда».




© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира / ICAW - The illustrated catalogue of aircraft of the world
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Rambler's Top100