Для удовлетворения потребностей внутренних и международных воздушных линий СССР в апреле 1925 г. Авиатрест выдал задание Государственному авиационному заводу № 1 на создание в очень короткий срок однодвигательного пассажирского самолета
П-2, эксплуатационные испытания которого планировалось провести во время перелета Москва - Пекин в июне 1925 г.
Самолет П-2 проектировался в Техническом отделе завода № 1, руководимом Н.Н.Поликарповым, с учетом требований авиатранспортных обществ, "Дерулюфт" и рассчитывался на перевозку пяти пассажиров и 60 кг багажа. Экипаж, состоявший из летчика и бортмеханика, размещался в носовой части фюзеляжа сразу за двигателем жидкостного охлаждения "Майбах" мощностью 260 л. с., в связи с применением которого самолет П-2 стал иметь обозначение
ПМ-1 - пассажирский самолет с одним двигателем "Майбах". Емкость топливной системы самолета должна была обеспечивать полет в течение 6 ч.
При разработке ПМ-1 особое внимание уделялось аэродинамическому совершенству самолета и простоте его конструкции. Для него была выбрана схема одностоечного полутораплана с фюзеляжем эллиптического сечения и стабилизатором с изменяемым в полете углом установки. Конструкция самолета - цельнодеревянная с полотняной обшивкой крыльев и оперения. Впервые на пассажирском самолете фюзеляж имел полумонококовую конструкцию - он был выполнен в виде фанерного полумонокока, выклеенного из шпона, с обшивкой, подкрепленной продольным и поперечным набором из стрингеров и шпангоутов.
Кабина для пассажиров обеспечивала довольно высокий по тому времени уровень комфорта благодаря большим размерам фюзеляжа, наличию систем вентиляции, обогрева и освещения. Самолет ПМ-1 был создан очень быстро - менее чем через три месяца после получения задания.
10 июня 1925 г. летчик А.И.Жуков совершил на нем первый полет. Из-за переноса срока начала перелета Москва - Пекин с 15 на 10 июня самолет ПМ-1 в этом перелете не участвовал. На испытаниях с полетной массой 2360 кг самолет имел максимальную скорость у земли 170 км/ч, на высоте 2000 м -180 км/ч и практический потолок 4100 м. Хорошие летные данные ПМ-1, а затем успешные перелеты по маршрутам Москва - Ленинград, Москва - Егорьевск определили принятие решения о постройке серии из 10 самолетов. В 1926 г. самолет ПМ-1 эксплуатировался на авиалинии Москва-Берлин, и по своим качествам оказался конкурентоспособным с самолетами иностранных фирм, но полеты на нем вскоре были прекращены из-за ненадежности двигателя "Майбах", разрушившегося в воздухе в одном из полетов.
Один из первых советских пассажирских самолетов, созданный в рекордно короткий срок, и по скорости и по весовой отдаче оказался достойным соперником известных тогда зарубежных пассажирских самолетов "Дорнье", "Юнкерc" и "Фоккер".
Размах крыла, м
Длина самолета, м
Высота самолета, м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
- пустого самолета
- максимальная взлетная
Тип двигателя
Мощность, л.с.
Максимальная скорость, км/ч
- у земли
- на высоте
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел
Полезная нагрузка:
- 15.54
- 11.00
- 3.46
- 38.50
- 1240
- 2360
- 1 ПД Майбах
- 1 х 260
- 180
- 160
- 154
- 4100
- 3000
- 1
5 пассажиров или 540 кг груза