J-3 Cub - легкий
многоцелевой самолет, разработанный
американской фирмой Piper Aircraft Inc. К.
Гилберт Тэйлор и его брат основали
компанию Taylor Brothers Aviation Corporation в 1929г. для
продажи легких самолетов Taylor Chummy. В 1931г.
она была реорганизована в Taylor Aircraft Company.
В. Т. Пайпер-старший в то время был ее
секретарем и казначеем. Когда у компании
появились финансовые затруднения, он
приобрел права на производство и
продажу самолета Taylor Cub, совершившего
свой первый полет в сентябре 1930г., и в 1937г.
основал компанию Piper Aircraft Corporation. Самолет
Cub представлял собой подкосный
высокоплан смешанной силовой
конструкции с полотняной обшивкой,
традиционным хвостовым оперением,
неубирающимся шасси с тормозным
башмаком (основные стойки имели колеса
или необязательные поплавки) и закрытой
двухместной тандемной Cubиной. Первый
самолет Piper J-3 Cub имел четырехплоскостной
двигатель Continental A40-4 мощностью 40 л.с. На
модели J-3C-50 Cub был установлен двигатель А50-4
мощностью 50 л.с. или альтернативный
мотор А50-5 с дублированной системой
зажигания. Появившиеся в результате
улучшения летных характеристик сделали
этот и без того привлекательный легкий
самолет очень ходовым товаром. В 1938г.
было построено не менее 737 самолетов Cub. В
1940г. появилась модель J-3C-65 Cub с
двигателем Continental А65. С альтернативными
четырехплоскостными двигателями Franklin 4АС-150
мощностью 50 л.с. или 4АС-176 мощностью 65 л.с.
модель Cub носила обозначения,
соответственно - модели J-3F-50 и J-3F-65; с
двигателями Avco Lycoming О-145-А1 мощностью 50 л.с.
или О-145-В мощностью 65 л.с. модель Cub
обозначалась, соответственно, J-3L-50 и
J-3L-65. В небольшом количестве
производилась модель J-3P-50 с 3-цилиндровым
звездообразным двигателем Lenape Papoose
мощностью 50 л.с. Объем продаж достиг
заоблачных высот, а в 1941г. армия США
выбрала этот самолет для оценочных
испытаний в роли корректировщика
артиллерийского огня и заказала 40 машин
под обозначением О-59. Оказалось, что
самолет Cub имеет гораздо большую область
применения. Армия США также приобрела
улучшенный самолет О-59А с
четырехплоскостным двигателем Continental О-170-3
мощностью 65 л.с., он имел увеличенный
круговой обзор из пилотской кабины. В
общей сложности было заказано 948
самолетов О-59А, они стали использоваться
под обозначениями L-4A, а более ранние
модели YO-59 и О-59 были переименованы в L-4,
позднее - Grasshopper. Последующие поставки
составили 980 самолетов L-4B с уменьшенным
радиооборудованием, 1801 экземпляр модели
L-4H, имевшей лишь некоторые изменения в
деталях, и 1680 самолетов L-4J, которые имели
винт изменяемого шага. Среди
гражданских самолетов Cub было восемь
моделей J-3C-65 и пять самолетов J-3F-65,
которые получили обозначения в армии
США L-4C и L-4D. Тренировочный планер на
основе самолета L-4 без силовой установки
и с перепроектированной передней частью
фюзеляжа, вмещавшей инструктора и двух
учеников, был построен в количестве 250
экземпляров для армии США под
обозначением TG-8. Три таких планера были
приобретены для оценочных испытаний ВМС
США под обозначением XLNP-1. Затем ВМС же
приобрели и 230 самолетов NE-1, которые
использовались для начальной летной
подготовки; 20 сходных самолетов,
закупленных позднее, получили
обозначение NE-2. С учетом
производившихся после войны более
усовершенствованных самолетов Cub J-4 Coupe
компания Piper произвела в общей сложности
14125 гражданских и 5703 военных экземпляра.
J-3C-65 Cub
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
- пустого
- максимальная взлетная
Тип двигателя
Мощность, л.с.
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел
Полезная нагрузка: