В 1962 г. в США была начата конкурсная
программа разработки тяжелого
транспортного самолета CX-HLS для ВВС. В
этой программе участвовали фирмы Boeing,
Lockheed и Douglas.
Победителем в 1965 г. был выбран проект
Lockheed С-5 Galaxy. Во второй
половине 1960-х годов обострилась
ситуация с перегруженностью аэропортов
в связи с ростом объема авиаперевозок.
Увеличение частоты вылетов
ограничивалось возможностями служб УВД.
В связи с этим фирма Boeing предложила авиакомпаниям самолет
Model 747, который мог перевозить более 350
пассажиров на расстояние более 8000 км.
Новый самолет создавался на основе
проекта транспортного самолета CX-HLS.
После изучения нескольких компоновок
фирма Boeing выбрала схему,
ставшую характерной для всего семейства
самолетов 747. Среди особенностей
самолета: верхняя пассажирская кабина в
передней части фюзеляжа и четыре
основные опоры шасси. Самолет 747 стал
первым в мире широкофюзеляжным
пассажирским самолетом, в кабине
которого между креслами было сделано
два прохода. В апреле 1966 г. авиакомпания
Pan American подписала контракт
на поставку 25 самолетов 747-100, после чего
в июле фирма официально начала
программу разработки. Предвидя
потенциальные возможности самолета 747,
фирма параллельно создавала грузовой и
грузопассажирский варианты. Для сборки
самолетов в Пейн-Филде недалеко от г.
Эверетт (штат Вашингтон) был построен
самый крупный в мире сборочный
авиационный комплекс. Первый полет
опытного самолета Boeing 747-100 состоялся 9
февраля 1969 г. В середине декабря 1969 г.
авиакомпания Pan American получила первый самолет, а в конце
декабря самолет был сертифицирован FAA. В
1978 г. начался выпуск самолета 747-100В,
отличавшегося увеличенной взлетной
массой (что потребовало усиления
конструкции планера и шасси) и
возможностью использования различных
двигателей тягой по 22-23 тс. На самолете установлен
обычный комплекс авионики с
электромеханическими средствами
индикации данных. Комплекс
соответствует стандартам ARINC 530 и 570. На
самолетах используются двигатели Pratt Whitney
JT9D-7A (тяга 20925 кгс), Rolls-Royce RB211-524B2 (22545 кгс),
или GE CF6-45A2 (20925 кгс). Самолеты
семейства 747 выпускаются серийно с 1969 г.
К началу 1997г. было продано 1258 самолетов
различных модификаций, поставлено 1097.
Данная модификация выпускалась с 1969-1976
гг.; всего построено 205 самолетов.
Размах крыла, м
Длина самолета, м
Высота самолета, м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
- пустого снаряженного самолета
- максимальная взлетная
Тип двигателя
Тяга, кгс
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел
Полезная нагрузка
- 59.64
- 70.66
- 19.33
- 510.90
- 162000
- 333400
- 4 ТВД Pratt Whitney JT9D-7A (GE CF6-45A2)
- 4 х 20925 (20925)
- 955
- 895
- 8700
- 13715
- 3
366 пассажиров в 3-х классной
конфигурации или 452 2-х классной
конфигурации или 490 пассажиров
максимально или 76800 кг коммерческого
груза