BAC 111-500 -
ближнемагистральный
пассажирский самолет, разработанный
английской фирмой British Aerospace. Самолет
представляет собой дальнейшее
развитие самолетов BAC 111-300 и -400,
отличаясь увеличенными размерами.
Опытный самолет BAC 111-500 совершил
первый полет 30 июня 1967 г. В августе 1968 г.
завершилась его сертификация, и
практически одновременно начались
поставки. В 1975 г. между фирмой BAC и румынским
государственным предприятием IRMA было
подписано соглашение о сотрудничестве в
производстве самолетов BAC 111-500.
Первоначально в Румынии изготовлялись
отдельные элементы планера самолета с
последующей отправкой в Великобританию
на завод фирмы BAC. В 1979 г. фирма British Aerospace (в состав которой вошла
фирма BAC) подписала с румынской фирмой
"Ромаэро" соглашение, разрешившее
выпускать самолет по лицензии. Первый
лицензионный самолет был построен в
августе 1982 г., а в сентябре начались его
летные испытания. Всего фирма "Ромаэро"
построила девять самолетов (данная
модификация выпускалась под
обозначением 111 -560, а самолет BAC 111 -400 -
под обозначением 111 -495) для румынских
авиакомпаний "Таром" и "Ромавиа".
В 1980-х годах в связи с принятием более
ужесточенных норм по шуму фирма British
Aerospace начала попытки по
оснащению самолетов BAC 111
шумоглушащими устройствами на гондолах
ТРДД. В результате многолетних
исследований и испытаний только весной
1997 г. должны были начаться летные
испытания самолета BAC 111 -500 с
комплектом шумоглушащих устройств QNC.
Сертификация самолета с этим комплектом
намечена на конец 1998 г. В 1982 г. фирма "
Ромаэро" провела переговоры с
американской фирмой "Ди Говард"
относительно замены на самолетах 111 -560
старых двигателей более экономичными
ТРДД Rolls-Royce Tay 650 (2 х 6810 кгс).
Кроме того, кабину экипажа
предполагалось оснастить цифровым
комплексом авионики EFIS производства
американской фирмы "Ханиуэлл".
Модифицированный вариант самолета
получил обозначение "Эйрстар" 2500. В
связи с тем, что правительство Румынии
отказалось финансировать эту программу,
все работы по ней к концу 1980-х годов были
прекращены. В 1993 г. была предпринята
попытка возобновить программу
модернизации после того, как фирма "Ромаэро"
получила от американской авиакомпании
"Киви Интернешнл" заказ на
переоснащение 16 самолетов, находившихся
у нее в эксплуатации. Первый
переоборудованный самолет
предполагалось передать в 1995 г., но
румынское правительство снова не
обеспечило финансирование. По мнению
фирмы "Ромаэро", самолет "Эйрстар"
2500 достаточно конкурентоспособен на
мировом рынке и по ряду параметров
превосходит однотипный самолет Фоккер
100.
Самолет выпускался
серийно в 1968-1977 гг. В конце 1996 г. в
эксплуатации находилось 57 самолетов
данной модификации.
Размах крыла, м
Длина самолета,м
Высота самолета,м
Площадь крыла,м2
Масса, кг
- пустого самолета
- максимальная взлетная
Внутреннее топливо, л
Тип двигателя
Тяга, кгс
Максимальная скорость, км/ч
Крейсерская скорость, км/ч
Практическая дальность, км
Дальность действия, км
Практический потолок, м
Экипаж, чел
Полезная нагрузка:
- 28.50
- 32.61
- 7.47
- 95.78
- 24450
- 47400
- 14020 (17200)
- 2 ТВД Rolls-Royce Spey RB.168 Mk 512-14DW
- 2 х 5700
- 920
- 850
- 3800
- 2780
- 10670
- 2
119 пассажиров или 12280 кг груза