|
|
ЗиЛ-131
Одновременно с созданием на базе ЗИС-151 модернизированного
полноприводного армейского грузовика ЗИС-157
конструкторы Московского автозавода им. Сталина (с 1956 года им.
Лихачёва) под руководством главного конструктора А.М.Кригера решили
разработать принципиально новый автомобиль. Основные идеи (проходные
мосты, блокируемые межосевые и межтележечные дифференциалы, шины
большого диаметра с регулируемым давлением воздуха, верхнеклапанный
двигатель) были опробованы на экспериментальном автомобиле ЗИС-128.
С учётом выявленных во время его испытаний недостатков в 1956 году
был построен опытный образец ЗИС-131, унифицированный с перспективным
семейством ЗИС-130. Так как ЗИС-131 был изготовлен раньше ЗИС-130, на
нём ещё стоял рядный 6-цилиндровый двигатель.
Из-за трудностей с изготовлением многих деталей, которые не были
взаимозаменяемыми с серийно выпускавшимися, в 1958 году был изготовлен
переходный ЗиЛ-165, который нёс в себе черты ЗиЛ-157 и опытного ЗиЛ-130Л.
Испытания показали, что конструкция оказалась не совсем удачной. Поэтому
дальнейшего развития ЗиЛ-165 не получил и конструкторы продолжили совершенствование
ЗиЛ-131.
В 1959 году состоялись заводские, а затем приёмочные испытания опытных
образцов ЗиЛ-131. На 1961-1962 год было запланировано внедрение в производство
без остановки конвейера ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131, но из-за различный трудностей
производственного характера работы затянулись. ЗиЛ-130 начал выпускаться
с 1 октября 1964 года, а более сложный по конструкции ЗиЛ-131 попал на
конвейер только в 1967 году. Но задержка пошла на пользу: за это время
конструкторы успели сделать автомобиль более совершенным и разработать
его модификации. По сравнению с ЗиЛ-157 у него была больше грузоподъёмность,
выше скорость, ниже расход топлива на тонну перевозимого груза, на метр
меньше радиус поворота, более комфортабельную кабину и более мягкую
подвеску (за счёт применения удлинённых рессор). В феврале 1974 года
семейству ЗиЛ-131 присвоен Государственный знак качества. В октябре
1987 года началось производство и на Уральском автомоторном заводе
(город Новоуральск Свердловской области).
ЗиЛ-131 имеет капотную компоновку. Кабина цельнометаллическая трёхместная
с панораменым стеклом (от ЗиЛ-130). Кузов деревянный с задним откидным
бортом, оборудован откидными скамейками, дугами и тентом. Для увеличения
проходимости применены полный привод, короткие передний и задний свесы,
односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах (от 0,5 до
4,2 кгс/см2), равная колея всех мостов и расположение их
картеров в одну линию (средний мост проходного типа). Герметизация
агрегатов, отключаемые система вентиляции картера двигателя и вентилятор
системы охлаждения позволяют преодалевать брод до 1,4 м (кратковременно
до 1,5 м). Силовая установка состоит из 8-цилиндрового V-образного
карбюраторного верхнеклапанного двигателя ЗиЛ-131. Для движения по
пыльным дорогам установлен пеномасляный фильтр с трёхступенчатой очисткой
воздуха. Топливный насос повышенной производительности обеспечивает
бесперебойную работу в условиях высоких температур. Сцепление однодисковое
сухое. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III,
IV и V передачах. Раздаточная коробка двухступенчатая, выполнена по
двухвальной схеме. Главная передача двухступенчатая (конические и
цилиндрические шестерни). Рулевое управление снабжено гидроусилителем.
Подвеска на продольных полуэллиптических рессорах. Передний мост
отключаемый, оснащён шариковыми шарнирами равных угловых скоростей.
Рабочий тормоз барабанный на все колёса с раздельным пневматическим
приводом. Часть машин оборудовалась лебёдкой для самовытаскивания
(устанавливалась в передней части, тяговое услилие 5 тс).
ЗиЛ-131 долгое время был одним из самых распространённых грузовиков
Советской Армии. Применялся он и в гражданских организациях. Его отличала
лёгкость управления, хорошая монёвренность, устойчивость движения.
В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. На
шасси ЗиЛ-131 было разработано и освоено множество специализированных
автомобилей. Годовой выпуск в 1989 году достиг 48 тыс. автомобилей
(из них 8 тыс. - на УАМЗ).
Выпуск ЗиЛ-131Н на Московском автозаводе прекратился в 1990 году.
Всего было выпущено 998429 автомобилей всех модификаций. Производство
на Уральском автомоторном заводе продолжалось до 2002 года. На конвейере
его сменил ЗиЛ-433420.
Модификации автомобиля:
-
ЗиЛ-131 - базовый. Выпускался в 1967-1986 годах.
-
ЗиЛ-131А - с неэкранированным электрооборудованием (от ЗиЛ-130). Отличался
отсуствием средней скамейки в кузове, фары-искателя и специального
военного оборудования. Глубина преодалеваемого брода уменьшена до 0,9 м.
Выпускался с января 1971 года.
-
ЗиЛ-131В - седельный тягач. Отличался укороченной рамой, седельно-сцепным
устройством, 2 запасными колёсами. Предназначен для буксировки полуприцепа
полной масоой до 12 т (по грунту до 10 т). Выпускался в 1968-1986 годах.
-
ЗиЛ-131Д - шасси для самосвалов (опытный).
-
ЗиЛ-131Д (второй с таким названием) - с дизелем "Катерпиллер" (на прототипе
"Перкинс"). Разработан в 1992 году. Выпускался в Новоуральске с 1993 года.
-
ЗиЛ-131Н - модернизированный. Отличался двигателем ЗиЛ-5081, новыми
световыми приборами, тентом из синтетического материала (как у КамАЗов).
Ресурс увеличен до 250 тыс. км. Выпускался с 5 декабря 1986 года в
Москве и с 27 октября 1987 года в Новоуральске.
-
ЗиЛ-131НА - модернизированный с неэкранированным электрооборудованием.
Отличался отсутствием правого топливного бака. Выпускался с декабря
1986 года.
-
ЗиЛ-131НВ - седельный тягач на базе ЗиЛ-131Н. Выпускался с декабря
1986 года.
-
ЗиЛ-131Н1 - с дизелем Д-245.20 мощностью 105 л.с.
-
ЗиЛ-131Н2 - с дизелем ЗиЛ-0550 мощностью 132 л.с.
-
ЗиЛ-131С, ЗиЛ-131АС - в северном исполнении. Отличались кабиной с
дополнительной теплоизоляцией, автономным отопителем, двойными стёклами,
теплоизоляцией аккумуляторной батареи, противотуманными фарами,
резинотехническими изделиями из морозоустойчивой резины. Предназначены
для эксплуатации при температуре до -60°C. Выпускались на Читинском
автосборочном заводе в 1980-1986 годах.
-
ЗиЛ-131НС, -131НАС, -131НВС - модернизированные в северном исполнении.
Вупускались на Читинском автосборочном заводе с 1987 года.
-
ЗиЛ-131Х - для эксплуатации в жарких и пустынных районах (опытный).
-
ЗиЛ-137-137Б - активный автопоезд (10x10).
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота по кабине
высота с тентом |
7040
2500
2480
2975 |
База, мм |
3350+1250 |
Колея, мм |
1820 |
Дорожный просвет, мм |
330/355 |
Радиус поворота, м |
10,2 |
Масса, кг:
в снаряженном состоянии с лебёдкой
полная |
6700
10425 |
Грузоподъёмность, кг:
по шоссе
по грунту |
5000
3500 |
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:
по шоссе
по грунту |
6500
4000 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
ЗиЛ-131
8
5996
6,5
150 |
Число передач |
5x2 |
Колёсная формула |
6x6 |
Размер шин |
12,00-20" |
Запас топлива, л |
2x170 |
Скорость максимальная, км/ч |
90 |
Запас хода, км |
850 |
Глубина преодалеваемого брода, м |
1,4 |
Тормозной путь со скорости 30 км/ч, м |
12 |
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км |
40 |
Литература
- Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 88-89.
- Гусев В. Первопроходцы // За рулём. - 1971. - №9. - С. 8.
- Колеватов А. Применение автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 // Автомобильный моделизм. - 2003. - №4. - С. 2-8.
- Колеватов А. Сто тридцать первый // Автомобильный моделизм. - 2003. - №3. - С. 2-7.
- Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. трансп. - Изд. 10-е., перераб. и доп. - М.: "Транспорт", 1983. - С. 70-71.
- Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1989. - С. 55-64.
- Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 2. - М.: "Илби", "Прострэкс", 1994. - С. 115-117.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|