ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Як-54

Як-54

Учебно-тренировочный двухместный самолёт Як-54 разработан в ОКБ им. А.С.Яковлева на базе пилотажного Як-55М. Работами руководил главный конструктор Д.Драч. При проектировании больщое внимание уделялось снижению массы самолёта за счёт новой компоновки кабины, применения наспинных парашютов, снижения массы оборудования, пустотелых рессор шасси. Для возможности выполнения комплекса высшего пилотажа без потери высоты, а также для снижения посадочной скорости, в систему управления введён дополнительный канал управления элеронами на "зависание", позволяющий пилоту на любом этапе полёта отклонить элероны на угол 5° и на углы 10° или 15° на режиме взлёта и посадки. Первый прототип был изготовлен в 1993 году. Впервые он поднялся в воздух 23 декабря 1993 года. Серийное производство началось в 1996 году на Саратовском авиазаводе. В сентябре 2002 года получен сертификат типа по нормам ФАР-23. В 2006 году производство началось также на Арсеньевском авиазаводе.

Як-54 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего среднеплана. Конструкция цельнометаллическая (алюминивые сплавы, титан, сталь). Крыло трапецевидное в плане. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Стойки шасси пустотелые. Силовая установка состоит из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-14Х с трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага. Кабина пилотов закрыта общим каплевидным фонарём. В полу кабины для улучшения визуальной ориентировки установлен остеклённый люк.

Як-54 предназначен для подготовки лётчиков-спортсменов и использования в соревнованиях любого ранга, вплоть до международных. Он отличается простотой управления и вполне доступен начаниющим лётчикам. Применяется как в аэроклубах РОСТО (ДОСААФ), так и в ВВС России.

Поставляется на экспорт в Австралию, Великобританию, Словакию, США. Ведутся переговоры о поставках в Гкрманию и во Францию. На беза Як-54 разработан учебно-тренировочный самолёт первоначального обучения Як-152.

Модификации самолёта:

  • Як-54 - базовый. Первый полёт 23 декабря 1993 года.
  • Як-54М - модернизированный.

Лётно-технические характеристики

Двигатель М-14Х
Взлётная мощность, л.с. 360
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

8,16
8,01
2,8
Площадь крыла, м2 12,88
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

770
990
1087
Запас топлива, л 140
Скорость, км/ч:

максимальная по прибору
пилотирования
посадочная
сваливания

415
360
135
110
Максимальная скорость вращения вокруг продольной оси, рад/с 6
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная

8
7
Практическая дальность полёта, км 700
Практический потолок, м 4000
Длина разбега, м

пробега, м

170
460
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Драч Д., Васильев К. Як-54 держит экзамен. // Я - лётчик. - 2002. - №1. - С. 46-50.
  2. Подольный Е. "Яки" держат марку. // Крылья Родины. - 1995. - №8. - С. 19-21.
  3. Экспонаты ОКБ им. А.С.Яковлева в Жуковском. // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 9-10.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100