ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Як-52

Як-52

Спортивно-тренировочный самолёт Як-52 разработан в ОКБ им. А.С.Яковлева в 1974 году на базе пилотажного самолёта Як-50. Работы возглавил В.П.Кондратьев. Так как самолёт создавался с максимальным использованием узлов Як-50, проектирование заняло несколько месяцев. При этом был учтён опыт эксплуатации нескольких тысяч самолётов Як-18. Для упрощения взлёта и посадки применено шасси с носовой стойкой. Топливная ситстема спроектирована заново. Она позволяет совершать длительный перевернутый полёт и выполнять фигуры высшего пилотажа с отрицательными перегрузками. Обновлён состав оборудования, что позволило выполнять полёты в сложных метеоусловиях. Так как самолёт предназначался для первоначального обучения, к нему предъявлялись очень жёсткие требования. Поэтому испытания продолжались около 2 лет. Серийный выпуск самолёта по кооперации в рамках СЭВ был развёрнут в Румынии на заводе "Аэростар" в 1979 году.

Як-52 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж типа полумонокок. От Як-50 самолёт отличает двухместная кабина, посадочные щитки и шасси с носовой стойкой. Крыло усилено и снабжено посадочными щитками. Стойки шасси в полёте полностью не убираются, а поджимаются к крылу и фюзеляжу, что гарантирует безопасное приземление, если пилот забыл выпустить шасси перед посадкой. В качестве силовой установки использован поршневой 9-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-14П с автоматическим воздушным винтом изменяемого шага В-530ТА-Д35. Запас топлива размещается в 2 крыльевых топливных баках по 65 л. В фюзеляже установлен 5-литровый расходный бак. Управление самолётом спаренное. Кабина закрыта общим фонарём с двумя сдвижными частями. В состав пилотажно-навигационного оборудования входят: курсовая система ГМК-1А, радиокомпас АРК-15М, сигнализатор предупреждения о приближении к сваливанию. На самолёте установлена радиостанция "Ландыш-5" и переговорное устройство СПУ-9.

Як-52 может выполнять фигуры прямого и обратного пилотажа. Пилотажно-навигационное и радиоэлектронное оборудование самолёта позволяет производить обучение полётам в сложных метеоусловиях и полётам по дальним маршрутам. Кроме обучения предусмотрена возможность использования Як-52 в качестве буксировщика планёров. С 1984 года к полётам на Як-52 допускаются юноши 16 лет, что свидетельствует о его надёжности и простоте управления.

Як-52 в массовом порядке поступал в аэроклубы ДОССАФ (он имелся в 55 аэроклубах). На нём проводились многие соревнования, включая чемпионаты СССР. Як-52 является непременным участником авиационно-спортивных праздников.

Производство Як-52 продолжалось до марта 1995 года. Всего изготовлено 1760 самолётов. Большая часть поставлена в СССР. Поставлялся на экспорт в Австралию, ГДР, Данию, Польшу, США, Чехословакию. В настоящее время в мире в строю остаются около 600 самолётов (из них 180 - в США).

Модификации самолёта:

  • Як-52 - базовый. Выпускался в 1979-1995 годах.
  • Як-52Б (Як-54) - противопартизанский. Отличался усиленным крылом. Вооружение состояло из 2 блоков НУРС УБ-32. Разработан в 1983 году под руководством А.А.Яковлева.
  • Як-52М - модернизированный. Отличается двигателем М-14Х с трёхлопастным винтом MTV-8, доработанным крылом, новым фонарём, увеличенным до 250 л запасом топлива, составом оборудования, системой принудительного аварийного покидания СКС-84МЯ. С 2003 года переоборудуются ранее выпущенные Як-52 на Ивановском АРЗ №308. Впервые продемонстрирован на МАКС-2003. Первый полёт 16 апреля 2004 года.
  • Як-52W - экспортный для США и западной Европы. Отличается увеличенным в 2 раза запасом топлива, оборудованием для ночных полётов, гидравлическими тормозами, багажным отсеком в фюзеляже.
  • "Кондор" - с двигателем Авко Лайкоминг AEIO-540 LI B5D. Отличается трёхлопастным винтом фирмы "Хофман" (диаметp 2,5 м), новым рулём направления. Разработан в Румынии в 1991 году.
  • Як-53 - одноместный пилотажный самолёт. Разработан в 1981 году.

Лётно-технические характеристики

Двигатель М-14П
Взлётная мощность, л.с. 360
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

9,30
7,68
2,70
Площадь крыла, м2 15,0
Масса, кг

пустого
взлётная нормальная

1040
1290
Запас топлива, кг 90
Скорость, км/ч:

максимальная
в горизонтальном полёте на высоте 500 м
сваливания в прямом полёте
сваливания в перевёрнутом полёте

420
300
115
140
Скороподъёмность у земли, м/с 15,5
Максимально допустимые перегрузки:

положительная
отрицательная

7
5
Дальность полёта, км 510
Продолжительность полёта, ч 2,5
Длина разбега, м

пробега, м

180
300
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Кондратьев В.П. Як-52 // Крылья Родины. - 1986. - №5. - С. 34-35.
  2. Кондратьев В.П. Як-52 - летающий тренер // Моделист-конструктор. - 1980. - №8. - С. 9-14.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100