Як-50
Спортивно-пилотажный самолёт Як-50 разработан в
ОКБ А.С.Яковлева в 1972 году под руководством
В.П.Кондратьева. Было решено сохранить аэродинамическую схему Як-18ПС,
но уменьшить габаритные размеры. Конструкция стала цельнометаллической,
полотняная обшивка сохранилась только на рулях и элеронах. Применён более
мщный двигатель М-14П. Запас топлива в основном
баке сокращён до 55 л (для полёта продолжительностью 35 мин. вполне
достаточно). Серийное производство началось в 1976 году на Арсеньевском
авиазаводе.
Як-50 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое,
трапецевидное в плане, однолонжеронное. Шасси трёхопорное с хвостовым
колесом. Основные стойки в полёте поджимаются к крылу. Силовая установка
состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного
охлаждения М-14П с двухлопастным воздушным винтом изменяемого шага. Кабина
пилота закрыта каплевидным фонарём. Запас топлива распологался в одном
фюзеляжном баке. Для перелётов предусмотрена установка в фюзеляже дополнительного
топливного бака.
Як-50 впервые принял участие в международных соревнованиях в 1976 году.
Тогда на товарищеских соревнованих по высшему пилотажу команд социалистических
стран в Чехословакии сборная СССР на Як-50 одержала командную победу по
всем трём упражнениям. Из 30 призовых мест советские спортсмены завоевали
23, в том числе 8 первых. Высокие лётные качества наиболее полно проявились
во время 8 чемпионата мира по высшему пилотажу в августе 1976 года в Киеве
на аэродроме "Чайка". На этих соревнованиях советские спортсмены завоевали
9 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых медалей. В.Лецко и Л.Леонова стали
абсолютными чемпионами мира. В 1977 году на Як-50 была одержана победа
на соревнованиях социалистических стран в Киеве и первом чемпионате Европы
во Франции. Лётчиками О.Булыгиным и С.Е.Савицкой на Як-50 установлен ряд
мировых рекордов скорости и скороподъёмности.
Поставлялся на экспорт в Австралию, Великобританию, ГДР, Данию, Чехословакию,
Польшу. На базе спортивного Як-50 разработан двухместный учебно-тренировочный
самолёт Як-52.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
М-14П |
Взлётная мощность, л.с. |
360 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
9,3
7,68
2,7 |
Площадь крыла, м2 |
15,0 |
Масса, кг:
пустого
взлётная максимальная |
-
- |
Запас топлива, л |
55 |
Скорость, км/ч:
максимальная по прибору
у земли
пилотирования |
-
-
- |
Максимально допустимые перегрузки:
положительная
отрицательная |
-
- |
Дальность полёта, км
практическая
перегоночная |
-
500 |
Длина разбега, м
пробега, м |
180
300 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Колесников П. Як-50 // М-Хобби. - 2003. - №4. - С. 5.
- Кондратьев В.П. Як-50 // Крылья Родины. - 1986. - №3. - С. 34-35.
- Яковлев С., Янкевич Ю. Вольтижировка в воздухе // Техника - молодёжи. - 1977. - №1. - С. 30-36.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника