|
|
Як-38У
Учебный самолёт вертикального взлёта Як-36МУ разработан
в ОКБ А.С.Яковлева на базе Як-36М.
Тактико-технические требования были утверждены заместителем Главкома ВВС
по вооружению М.Н.Мищуком 4 марта 1971 года.
Основной проблемой при разработке "спарки" было размещение второй кабины
с приемлемы обзором из неё и спасения экипажа в аварийной ситуации. Для
размещения второй кабины передняя часть Фюзеляжа была удлиннена на 1,39 м.
Впервые было осуществлено принудительное катапультирование обоих членов экипажа
на режимах ВВП с разведением траекторий и ручное катапультирование с задержкой
0,6 с. Изготовление прототипа Як-36МУ было завершено 19 мая 1972 года. Первый
полёт по самолётному состоялся 30 марта 1973 года (лётчик-испытатель М.С.Дексбах).
Государственные испытания начались 23 марта на базе ЛИИ в Жуковском, с сентября
продолжены в Ахтубинске. На втором этапе исытаний самолёт базировался на ТАКР
"Киев". Испытания завершились 12 сентября 1977 года с
положительной оценкой. Тогда же, в сентябре его запустили в серийное произвоство
на Саратовском авиазаводе. 11 августа 1977 года самолёт был принят на вооружение
ВМФ. 15 октября он получил обозначение Як-38У (приказ МО №196).
Конструкция Як-38У аналогична базовому самолёту Як-38. Отличие заключается
в носовой части фюзеляжа, в котором расположены кабины курсанта (спереди) и
инструктора (сзади). Кабины оборудованы катапультными креслами К-36В.
Всего в 1977-1982 годах изготовлено 38 самолётов Як-38У. Как и базовый самолёт,
он базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 "Киев", "Минск",
"Новороссийск", "Баку".
На нём велась подготовка лётчиков палубной авиации в Центре "Нитка" (г. Саки,
Крым). В 1991 году снят с вооружения. Невыработавшие свой ресурс самолёты переданы
на базу хранения. Прототип Як-36МУ был установлен на постаменте на аэродроме
в Саках.
Модификации самолёта:
-
Як-36МУ - прототип. Первый полёт 30 марта 1973 года.
-
Як-38У - серийный.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Р-27В-300,
2хРД-36-35ВФР |
Взлётная тяга, кгс |
6100+
2х3050 |
Габариты, м:
размах крыла в развёрнутом (сложенном) положении
длина с ПВД
высота |
7,022 (4,45)
17,76
4,25 |
Площадь крыла, м2 |
18,41 |
Масса, кг:
пустого
взлётная при вертикальном взлёте |
7200
10000 |
Запас топлива, кг |
2750 |
Скорость максимальная у земли, км/ч |
850 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
6,0 |
Дальность полёта максимальная, км |
1000 |
Практический потолок, м |
5000 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Артемьев А. Взлетающий с корабля. // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 26-28.
- Вернутся ли "Яки" на палубу? // Крылья Родины. - 1991. - №7. - С. 10-11.
- Голубков Е. Системы автоматического катапультирования. // Авиация и космонавтика. - 2002 - №11. - С. 6-8.
- Лунёв Ю.А. Вертикалка. // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 16-25.
- Лунёв Ю.А. Як-38 - тернистый путь первопроходца. // Авиация и Время. - 1995. - №6. - С. 2-16.
- Ружицкий Е.И. Европейские самолёты вертикального взлёта. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 187-202.
- Якубович Н.В. Боевые реактивные самолёты А.С.Яковлева. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 140-152.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|