ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Як-38

Як-38

В послевоенный период стало ясно, что наиболее уязвимой частью боевой авиации являются аэродромы, особенно ВПП. С целью радикального решения проблемы в 50-х годах в раде стран, в том числе и в СССР, начались работы по созданию самолётов вертикального взлёта. В 1962 году в ОКБ-115 А.С.Яковлева был разработан экспериментальный самолёт вертикального взлёта Як-36. Яковлев вышел в правительство с предложением построить серию из 10-12 самолётов для отработки корабельного базирования. Но силовая установка Як-36 оказалась слишком слабой, чтобы поднять в воздух какое-либо вооружение. Требовалась разработка нового самолёта.

Предварительное проектирование боевого СВВП началось летом 1967 года в инициативной группе под руководством главного конструктора С.Г.Мордовина. Осенью к этой работе подключился ведущий инженер В.Н.Павлов (впоследствии стал главным конструктором СВВП в ОКБ Яковлева). В результате были разработаны общий вид, компоновка и идеология основных систем. 27 декабря 1967 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1166-413 о создании лёгкого штурмовика ВВП Як-36М. 25 января 1969 года Главком ВВС К.А.Вершинин утвердил ТТТ к самолёту. Эти ТТТ были также согласованы с командующим авиацией ВМФ.

В сентябре 1968 года ОКБ приступило к эскизному проектированию и постройке макета. Результаты были представлены макетной комиссии в начале марта 1970 года. Для отработки различных систем был построен ряд стендов. Прицельно-навигационный комплекс отрабатывался на самолёте Як-28У.

15 апреля была завершена пастройка первого прототипа Як-36М. 22 сентября 1970 года он впервые поднялся в воздух (лётчик-испытатель В.Г.Мухин). Заводские испытания на 4 прототипах продолжались до апреля 1972 года. После этого второй, третий и четвёртый прототипы были перегнаны в Ахтубинск, где начались Государственные совместные лётные испытания. 18 ноября 1972 года лётчик-испытатель М.С.Дексбах на втором прототипе впервые совершил посадку на палубу корабля (противолодочный крейсер "Москва"). Государственный испытания продолжались до октября 1975 года.

В 1973 году началась подготовка к серийному производству на Саратовском авиазаводе. В 1974 году были собраны первые 3 серийных самолёта. Первый из них был передан в испытательный центр в Ахтубинске, второй - в центр пилотов морской авиации в Саках, третий - в ЛИИ. 11 августа 1977 года самолёт принят на вооружение ВМФ под обозначением Як-38.

Як-38 построен по аэродинамический схеме среднеплана. Конструкция цельнометаллическая (коррозионностойкий сплав 01420). Фюзеляж типа стрингерный полумонокок овального сечения. Крыло двухлонжеронное, трапецевидное в плане (стреловидность по передней кромке 45°), малого удлинения, складывающееся на стоянке. Механизация крыла состоит из элеронв и выдвижных закрылков. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирается в фюзеляж. Силовая установка состоит из подъёмно-маршевого двигателя Р-27В-300 (на Як-38М - Р-28-300) и 2 подъёмных РД-36-35ФВР (на прототипах РД-36-35ФВ, на Як-38М - РД-38). Подъёмно-маршевый двигатель расположен в средней части фюзеляжа, имеет боковые однорежимные воздухозаборники с отделением пограничного слоя и нерегулируемым соплом с 2 поворотными насадками. Подъёмные двигатели расположены один за другим в передней части фюзеляжа. Их воздухозаборники и реактивные сопла закрываются управляемыми створками. Для предотвращения попадания горячих газов в воздухозаборники сверху и снизу фюзеляжа установлены отражательные рёбра. Запас топлива расположен в 2 внутренних кессон-баках. На Як-38М предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 500 л. Кабина лётчика оснащена системой принудительного катапультирования СК-3М (аналогов в мире не имеет) с креслом К-36ВМ (на самолётах первых выпусков КЯ-1М). Пилотажно-навигационное оборудование рбеспечивает выполнение боевых задач днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. В состав вооружения входят: УР типа Р-60 (Р-60М) и Х-23 (Х-23МР), блоки УБ-32А, УБ-32М, УБ-16-57УМП с ракетами С-5, Б-8М1 с ракетами С-8, неуправляемые ракеты С-24Б, свободнопадающие авиабомбы калибром до 250 кг, разовые бомбовые кассеты, зажигательные баки, пушечные контейнеры УПК-23-250.

Всего в 1974-1989 годах изготовлен 231 самолёт Як-38 различных модификаций. Самолёт базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 ("Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку"). В случае необходимости для базирования могли использоваться сухогрузы и контейнеровозы со специально оборудованной площадкой 20x20 м на палубе (испытания проходили в сентябре 1984 года на борту контейнеровоза "Агостиньо Нетто"). Разрабатывался вариант базирования на специальном автомобильном прицепе. Несмотря на свои ограниченные возможности, Як-38 дал богатый опыт практической эксплуатации самолёта на корабле. Весной 1980 года 4 Як-38 в рамках операции "Ромб" принимали участие в боевых действиях в Афганистане (произведено 107 боевых вылетов).

В 1991 году Як-38 вывели в резерв, а на следующий год сняли с вооружения. Невыработавшие свой ресурс самолёты переданы на базу хранения. Вслед за этим три корабля пр. 1143 пустили на слом, а "Адмирал Горшков" (бывший "Баку") был продан в Индию. В настоящее время Як-38 экспонируется в музее ОКБ им. Яковлева, музее ВВС в Монино, Киевского музея авиации, третий прототип является учебным пособием ВВИА им. Н.Е.Жуковского, четвёртый прототип - МАИ. Прототип "спарки" установлен в качестве памятника в Саках.

Модификации самолёта:

  • Як-36М - прототип. Отличался формой киля. Изготовлено 4 самолёта. Первый полёт 22 сентября 1970 года.
  • Як-38 - серийный палубный штурмовик. Отличался модернизированными подъёмными двигателями РД-36-35ФВР. Первый полёт 30 сентября 1974 года. В 1974-1982 годах изготовлено 143 самолёта.
  • Як-38М - модернизированный. Отличался двигателями Р-28-300 и РД-38, управляемой передней стойкой шасси, возможностью установки подвесных баков, составом оборудования. В номенклатуру вооружения включены кассеты РБК-500 и ракеты Х-25МР. В 1982-1989 годах изготовлено 50 самолётов. Первый полёт 8 декабря 1982 года (лётчик-испытатель Ю.Митиков). Принят на вооружение в июне 1985 года.
  • Як-38П - истребитель (проект).
  • Як-38У (Як-36МУ) - учебно-боевой. Отличается двухместной кабиной. Первый полёт 30 марта 1973 года. Изготовлено 38 самолётов.
  • Як-39 - многоцелевой (проект). Отличался крылом увеличенной площади, увеличенным запасом топлива, наличием БРЛС. Разработан в начале 80-х годов.

Лётно-технические характеристики

Як-38 Як-38М
Двигатели Р-27В-300,
2хРД-36-35ВФР
Р-28-300,
2хРД-38
Взлётная тяга, кгс 6100+
2х3050
6700+
2х3250
Габариты, м:

размах крыла в развёрнутом положении
размах крыла в сложенном положении
длина с ПВД
высота

7,022
4,45
16,37
4,25
7,022
4,45
16,37
4,25
Площадь крыла, м2 18,41 18,41
Масса, кг:

пустого
взлётная при вертикальном взлёте
взлётная при коротком разбеге

7020
10300
11300
7500
10800
11800
Запас топлива, кг 2750 2750+800
Боевая нагрузка, кг:

при вертикальном взлёте
при коротком разбеге

1000
1500
1000
2000
Скорость максимальная, км/ч

у земли
на высоте 10000 м

1210
1100
1210
1100
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,0 6,0
Тактический радиус действия, км 195 195
Дальность полёта максимальная, км:

при вертикальном взлёте
при коротком разбеге

410
600
410
600
Практический потолок, м 11000-12300 12000
Экипаж, чел. 1 1

Литература

  1. Артемьев А. Взлетающий с корабля. // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 26-28.
  2. Вернутся ли "Яки" на палубу? // Крылья Родины. - 1991. - №7. - С. 10-11.
  3. Голубков Е. Системы автоматического катапультирования. // Авиация и космонавтика. - 2002 - №11. - С. 6-8.
  4. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 42-43.
  5. Левин М.А. Самолёты вертикального взлёта и посадки. // Авиация и космонавтика. - 1993. - №7.
  6. Лунёв Ю.А. Вертикалка. // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 16-25.
  7. Лунёв Ю.А. Як-38 - тернистый путь первопроходца. // Авиация и Время. - 1995. - №6. - С. 2-16.
  8. Мордовин С. Палубная авиация началась с Як-38. // Авиация и космонавтика. - 2002 - №11. - С. 1-5.
  9. Никольский М. Главное оружие авианосца. // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 45-48.
  10. Ружицкий Е.И. Европейские самолёты вертикального взлёта. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 187-202.
  11. Якубович Н.В. Боевые реактивные самолёты А.С.Яковлева. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 140-152.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100