|
|
Як-28П
Двухместный сверхзвуковой перехватчик Як-28П разработан
в ОКБ-115 А.С.Яковлева в 1960 году на базе
бамбардировщика Як-28. Он предназначался для
борьбы с воздушными целями на малых и средних высотах в большом диапазоне
скоростей днём и ночью при любой погоде. При проектировании использован
опыт разработки перехватчика Як-25М. Прототип впервые был показан на
авиационном параде в Тушино в 1961 году. Заводские испытания начались
в июле 1962 года и продолжались до сентября. 23 ноября начались
государственные испытания. Из-за различных доработок они затянулись
и продолжались до сентября 1964 года. В это время Новосибирский
авиазавод №153 вёл подготовку к серийному производству перехватчика,
которое началось в 1962 году. В конце 1963 года первые серийные
самолёты поступили на войсковые испытания в ЦБП ПВО в Савастлейке.
В процессе доводки опытного истребителя двигатели Р-11АФ-300
заменили на Р-11АФ2-300, установив их в удлинённых гондолах с круглым
входным отверстием.
Конструкция и состав оборудования перехватчика, в основном, были
аналогичны базовому самолёту. Запас топлива во внутрифюзеляжных баках,
по сравнению с бомбардировщиком, увеличен на 2000 л. При этом ПТБ на
перехватчике не устанавливались. Як-28П имел такую же компановку, как
и Як-27К, но пилоны для ракет располагались не с внутренней стороны
мотогондол, а с внешней. Кабины лётчика и лётчика-оператора имели
общий фонарь, управлять самолётом можно было с обоих рабочих мест.
На самолёте была установлена система вооружения К-8М-1, состоявшая
из двух ракет с тепловой (Р-30Т) и радиолокационной
полуактивной (Р-30Р) головками наведения, пусковых устройств и РЛС
"Орёл-Д". Позже она была заменена на систему К-98
(Р-98) и добавлены (в 1966 году) ракеты ближнего боя Р-3С.
Для сокращения длины разбега (до 400 м) была предусмотрена возможность
применения стартовых пороховых ускорителей. Для сокращения пробега
применялся тормозной парашют.
Это самая массовая модификация Як-28. Всего в 1962-1967 годах
изготовлено 443 самолёта. Официально на вооружение принят не был,
хотя эксплуатировался частями ПВО более 20 лет. Дольше всех Як-28П
оставался в 641 иап на Новой Земле - до 1988 года. За границу не
поставлялся.
Модификации самолёта
-
Як-28П ("изделие 40") - барражирующий истребитель-перехватчик. Серийно
выпускался в 1962-1967 годах.
-
Як-28ПД - доработанный. Отличался составом оборудования.
-
Як-28ПМ - модернизированный. Отличался двигателями Р-11АФ3-300. Разработан
в 1962 году. Серийно не выпускался.
-
Як-28УРП - перехватчик с твердотопливными ускорителями для увеличения
скорости полёта. Переоборудован 1 Як-28П.
-
Як-28-64 (Як-28Н) - опытный перехватчик. Отличался размещением 2
двигателей Р-11Ф2-300 в фюзеляже и составом оборудования. Оснащался
системой вооружения К-28П (2 ракеты Х-28).
В августе 1964 года переоборудован 1 Як-28П.
-
Як-28-80 - перехватчик с РЛС "Орёл" (проект). Отличался двигателями
Р-21-300. Вооружение состояло из 2 ракет К-80.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Р-11АФ2-300 |
Взлётная тяга, кгс |
2х6100 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
11,78
20,55
4,3 |
Площадь крыла, м2 |
35,25 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная |
-
16065 |
Запас топлива, л |
6570 |
Скорость максимальная на высоте, км/ч |
1840 |
Дальность полёта максимальная, км |
2150 |
Практический потолок, м |
16000 |
Длина разбега, м
пробега, м
пробега с тормозным парашютом, м |
1300
1200
620 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Гордон Е.И. Из семейства реактивных. // Крылья Родины. - 1991. - №9. - С. 9-12.
- Гордон Е.И. Последние из большого семейства. // Авиация и Время. - 1998. - №2. - С. 4-20, 34-35.
- Швыдкин А. Як-28: символ эпохи // Авиапанорама. - 2005. - №1. - С. 30-39.
- Якубович Н.В. Боевые реактивные самолёты А.С.Яковлева. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 112-119.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|