Як-18Т
Разработка учебного самолёта для подготовки лётчиков
гражданской авиации Як-18Т бригадой легкомоторной авиации в ОКБ
А.С.Яковлева началась в 1964 году на базе спортивного Як-18ПМ.
Для сокращения сроков разработки в конструкции были максимально использованы
узлы и агрегаты базового самолёта. Фюзеляж с четырёхместной кабиной был
спроектирован заново. Особенностью самолёта было размещение инструктора
и курсанта рядом друг с другом (инструктор справа). Такая компоновка
облегчала обучение, имела сходство с компоновкой кабин пассажирских
самолётов, а также позволяла отказать от дублирования некоторых приборов
и рычагов управления двигателем. Первоначально предполагалось сделать
конструкцию ферменной, но позже был спроектирован фюзеляж типа полумонокок.
Макет самолёта был утверждён в 1967 году. После чего на опытном
производстве ОКБ были изготовлены 2 опытных образца: лётный и для
статических испытаний. Ещё до первого полёта прототип был продемонстрирован
на авиасалоне в Ле Бурже. В августе летчик-испытатель Ю.Петров впервые
поднял Як-18Т в небо. Во время заводских испытаний было выполнено 73
полёта. Крупных недостатков выявлено не было и самолёт получил положительную
оценку.
В 1968 году Як-18Т передали на Государственные испытания в СибНИА,
продолжавшиеся до 1969 года. К самолёту было предъявлено ряд претензий
и он был отправлен на доработку. Был увеличен киль, уменьшена площадь
элеронов, установлено горизонтальное оперение от Як-18А, гнутые лобовые
стёкла заменены на плоские, изменено оборудование кабины. В июне 1971
года испытания были возобновлены и продолжались до 1973 года. Серийное
производство началось в 1974 году на Смоленском авиационном заводе.
Первый серийный Як-18Т был направлен в Сасовское училище ГА. Весной
1975 года состоялись контрольно-серийные испытания, после которых самолёт
был рекомендован для эксплуатации в лётных училищах.
Як-18Т построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Фюзеляж цельнометаллический (алюминиевые сплавы Д16 и АК6) типа полумонокок.
Крыло прямое, трапецевидное в плане. Хвостовое оперение подкосно-расчалочного
типа с полотняной обшивкой. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой
стойкой. Колёса основных стоек тормозные. Силовая установка состоит
из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного
охлаждения М-14П (на прототипе АИ-14РФ) с
двухлопастным винтом изменяемого шага В-530ТА-Д35. Запас топлива
размещается в 2 крыльевых топливных баках. Пассажиская кабина четырёхместная.
Доступ в кабину осуществляется через 2 широкие боковые двери автомобильного
типа. Для имитации слепого полёта окна снабжены шторками. За кабиной
в фюлеляже расположен багажник. Доступ к нему осуществляется через люк
в левом борту. Радиооборудование включает: УКВ радиостанцию "Ландыш-5",
переговорное устройство СПУ-9, автоматический радиокомпас АРК-9,
радиовысотомер малых высот, маркерный приёмник, аппаратуру посадки
"Ось-1".
Самолёт может эксплуатироваться как с аэродромов с твёрдым покрытием,
так и сгрунтовых. В двухместном варианте может выполнять фигуры простого
и обратного пилотажа.
Як-18Т получили 5 лётных училищ: Актюбинское, Богурусланское, Кировоградское,
Краснокутское и Сасовское. Курсанты выполняли на них программу первоначального
обучения перед переходом на самолёты Ан-2 и
Л-410. Применялся также в Курганском пограничном
училище. Самолёт показал себя простым в управлении и надёжным в эксплуатации.
В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. Производство
сопровождалось периодическими контрольными испытаниями в различных климатических
зонах.28 июля - 15 сентября 1990 года Федерация любителей авиации (ФЛА)
организовала трансконтинентальный перелёт 6 Як-18Т и 1 Ан-2 по маршруту
Москва - Сиэттл - Москва. В 1991 году 1 Як-18Т вместе с Ан-2 совершил
перелёт с Тушинского аэродрома в Австралию и обратно (в общей сложности
47000 км за 3 месяца).
В 1990 году производство Як-18Т было свёрнуто, Всего было изготовлено
850 самолётов. В 1993 году в связи с интересом к такому амолёту за
границей производство на Смоленском заводе было возобновлено. Поставлялся
на экспорт в Англию, Люксембург, ОАЭ, США, Турцию, Филиппины, ФРГ, Швейцарию.
В настоящее время в России продолжают эксплуатироваться около 250 самолётов.
Дальнейшим развитием Як-18Т стал самолёт СМ-94.
Модификации самолёта:
-
Як-18Т - учебно-тренировочный (базовая модификация). Выпускался с 1974 года.
-
Як-18Т - грузовой (проект). Предназначался для перевозки небольших
грузов и почты.
-
Як-18Т - лесопатрульный (проект). Отличался возможностью установки
лыжного или поплавкового шасси, дополнительным топливным баком в
багажном отсеке, звуковещательной установкой ПЗС-68, составом БРЭО.
-
Як-18ТС - санитарный (опытный). Предназначен для перевозки 1 больного
на носилках. Отличался закрылками по всему размаху крыла, отсутствием
правого поста управления, наличием направляющих для носилок и сиденья
для сопровождающего за креслом пилота. В 1976 году переоборудован 1 Як-18Т.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
М-14П |
Взлётная мощность, л.с. |
360 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
11,6
8,35
3,35 |
Площадь крыла, м2 |
18,75 |
Масса, кг:
пустого
взлётная в варианте первоначального обучения
взлётная в тренировочном варианте
взлётная в пассажирском варианте |
1184
1500
1650
1620 |
Запас топлива, л |
180 |
Скорость, км/ч
крейсерская
максимальная |
250
295 |
Практический потолок, м |
5500 |
Дальность максимальная, км |
1250 |
Длина разбега, м
пробега, м |
400
450 |
Экипаж, чел. |
1-2 |
Литература
- Дугин А. Вторая жизнь Як-18Т // Авиация общего назначения. - 1999. - №5. - С.
- Кондратьев В.П. Як-18Т // Крылья Родины. - 1985. - №2. - С. 34-35.
- Подольный Е. Самолёт нашей юности: О Як-18 // Крылья Родины. - 1999. - №2. - С. 6-9.
- Удалов К.Г. "Тэшка" держит марку // Крылья Родины.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника