Як-141
В ноябре 1977 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ
СССР о разработка сверхзвукового самолёта вертикального взлёта для
замены Як-38. В 1978 году ОКБ
А.С.Яковлева приступило к проектированию истребителя-перехватчика
Як-41 и учебного Як-41УТ. Новый самолёт предназначался для перехвата
воздушных целей и завоевания превосходства в воздухе. Им предполагалось
оснастить авианесущие корабли "Новороссийск",
"Баку" и "Тбилиси".
Ведущим конструктором по самолёту был назначен Г.А.Матвеев. Общее
руководство осуществлял генеральный конструктор А.С.Яковлев.
Эскизный проект и макет самолёта с единым подъёмно-маршевым
двигателем был представлен комиссии весной 1979 года. Комиссией
было предложено расширить состав вооружения и применить комбинированную
силовую установку (1 подъёмно-маршевый и 2 подъёмных двигателя).
В новом варианте проект и макет Як-41 был готов осенью 1980 года.
Одновременно начались теоретические исследования по повышению боевой
нагрузки и времени барражирования, которые завершились в 1983 году.
Но из-за неготовности двигателя Р-79В-300
начало испытаний перенесли на 1985 год.
Весной 1986 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании
многоцелевого самолёта Як-41М с использованием задела Як-41. К этому
времени появились новые системы вооружения, позволявшие расширить
возможности боевого применения самолёта. Рабочее проектирование велось
под руководством главного конструктора В.Н.Павлова. Общее руквоводство
осуществляли генеральный конструктор А.Н.Дондуков и его заместитель
В.Г.Дмитриев. Для сокращения сроков проектирования было решено использовать
оборудование истребителя МиГ-29.
Было построено 4 прототипа (2 для лётных испытаний, 1 для статических
и 1 для отработки силовой установки). Первый полёт Як-41М по-самолётному
состоялся 9 марта 1987 года (лётчик-испытатель А.А.Синицын), вертикальный
взлёт - 13 июня 1990 года. Летом 1991 года самолёт по инициативе
Дондукова получил новое обозначение - Як-141. Осенью испытания
продолжились в Североморске. 21 сентября 1991 года Синицын впервые
посадил Як-141 на палубу ТАКР "Адмирал Горшков"
(бывший "Баку"). После аварии одного из прототипов 5 октября лётные
испытания прекратили. Самолёт впервые продемонстрирован широкой публике
на аэрокосмическом салоне в Фарнборо в сентябре 1992 года, а в 1995
году он был показан на авиасалоне в Жуковском.
Як-141 может взлетать непосредственно из укрытия без выруливания на
ВПП, эксплуатироваться с повреждённых аэродромов, автодорог и кораблей,
не имеющих развитой полётной палубы, использоваться для перехвата
воздушных целей на угрожаемом направлении вне зависимости от наличия
там сети аэродромов.
Самолёт представляет собой высокоплан нормальной аэродинамической
схемы с двухкилевым оперением, крепящимся к двум консольным балкам.
Крыло трапециевидное с малым удлинением (угол стреловидности по передней
кромке 30°). При корабельном базировании крыло складывается (размах в
сложенном положении 5,9 м). Конструкция планёра выполнена из коррозионностойких
алюминиево-литиевых сплавов и на 26% из композиционных материалов.
Кабина лётчика находится в передней части фюзеляжа и снабжена катапультным
креслом К-36ЛВ. Силовая установка состоит из подъёмно-маршевого двигателя
(ПМД) Р-79-300 и двух подъёмных двигателей (ПД) РД-41
(расположены за кабиной пилота). Прямоугольные регулируемые воздухозаборники
на боковой поверхности имеют 4 клапана дополнительной подпитки воздухом
подъёмно-маршевого двигателя при его работе на земле. Для поворота
сопла ПМД в задней части фюзеляжа имеется складывающаяся створка. В
режиме вертикального взлёта сопло ПМД отклоняется на 95°, при коротком
взлёте - на 62°.
Управление по курсу и крену на режимах висения, взлёта и посадки
осуществляется струйными рулями, которые установлены на законцовках
руля и носовой части самолёта. Управление по тангажу происходит за счёт
изменения соотношения тяг ПД и ПМД. Пилотажно-навигационный комплекс
самолёта позволяет выполнять полёты в любое время сутоп при любой погоде
на всех географичских широтах.
Вооружение самолёта включат 30-мм пушку ГШ-301,
управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы, контейнеры КМГУ-2
с малогабаритными боеприпасами. Предусмотрено применение и специального
морского оружия: ракет Х-25Р, Х-25Т.
Х-31А, Х-31П, Х-35.
В апреле 1991 года на Як-141 лётчик А.А.Синицын достиг скорости 1,8М
и установил 12 мировых рекордов скороподъёмности и высоты полёта для СВВП.
Серийное производство Як-141 предполагалось на Саратовском авиазоводе.
Но в 1991 году был снят с вооружения Як-38, после чего три корабля пр.
1143 пустили на слом, а "Адмирал Горшков" был продан в Индию. В результате
кораблей для базирования Як-141 в Российском флоте не осталось. В конце
1991 года финансирование подготовки производства прекратилось. Работы
некоторое время продолжались за счёт средств ОКБ. Иностранного инвестора
найти так и не удалось. В настоящее время прототип Як-141 является экспонатом
музея ВВС в Монино.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Р-79-300,
2хРД-41 |
Взлётная тяга, кгс |
15500+
2х4100 |
Габариты, м:
размах крыла в развёрнутом (сложенном) положении
длина
высота |
10,1 (5,9)
18,3
5,0 |
Площадь крыла, м2 |
31,7 |
Масса, кг:
пустого
взлётная при вертикальном взлёте
взлётная при коротком разбеге |
11650
15800
19500 |
Запас топлива, кг |
4400 |
Боевая нагрузка, кг:
при вертикальном взлёте
при коротком разбеге |
1000
2600 |
Скорость максимальная, км/ч
у земли
на высоте 11000 м |
1250
1800 |
Скороподъёмность максимальная, м/с |
200 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
7 |
Радиус действия с нагрузкой 1000 кг, км:
при вертикальном взлёте
при коротком разбеге |
340
850 |
Практическая дальность полёта, км:
при вертикальном взлёте
при коротком разбеге |
1400
2100 |
Время барражирования, ч. |
1,5 |
Практический потолок, м |
15000 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Берне Л.П. Як-141 - сверхзвуковая "вертикалка" // Крылья Родины. - 1994. - №№ 4-6.
- Взлёт или посадка? // Авиационное обозрение. - 1993. - Вып. 3. - С. 2-3.
- Колногоров В. Последний самолёт Советского Союза // Авиамастер. - 2003. - №7. - С. 2-12.
- Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 156-158.
- Никольский М. Главное оружие авианосца // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 45-48.
- Ружицкий Е.И. Европейские самолёты вертикального взлёта. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 203-217.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 61-64.
- Сенсация из Ле Бурже // Крылья Родины. - 1991. - №9. - С. 1.
- Якубович Н.В. Боевые реактивные самолёты А.С.Яковлева. - М.: "Астрель", АСТ, 2001. - С. 153-156.
- Якубович Н.В. С трамплина - в небо // Моделист-конструктор. - 2005. - №2. - С. 31-34.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника