Х-27
Разработка противолокационной ракеты Х-27 ("изделие
72", Х-27ПС) началась в ОКБ "Звезда" в 1972 году под руководством
И.И.Картукова. За основу конструкции была взята ракета Х-25.
Но ограничиться только установкой новой ГСН не удалось - требовалось
значительное увеличение дальности пуска. Поэтому потребовалось
разработать новые двигатель, системы энергообеспечения и управления.
Увеличение стартовой массы пришлось компенсировать снижением массы
БЧ и устанением дополнительной БЧ. Головки самонаведения разрабатывались
НПО "Автоматика".
Государственные испытания ракета Х-27 прошла в 1975-1976 годах.
Испытания проходили с использованием самолёта МиГ-27.
После выполнения ряда доработок ракета успешно прошла повторные испытания
в июне 1977 года. Принята на вооружение в сентябре 1980 года.
Р-27 построена по нормальной аэродинамической схеме. В носовом отсеке
установлена головка самонаведения ПРГС-1ВП или ПРГС-2ВП (в зависимости
от типа цели). Второй отсек занимают рулевые приводы и система управления
СУР-73. Привод рулевых машинок рулей и элеронов осуществляется от баллона
со сжатым воздухом (по сравнению с Х-25 ёмкость боллона увеличена). В
третьем отсеке размещается осколочно-фугасная БЧ типа Ф-27. Для усиления
поражающего действия БЧ насыщена металлическими включениями. БЧ снабжена
контактным взрывателем. В четвёртом отсеке установлен твердотопливный
ракетный двигатель ПРД-276 с топливным зарядом 81 кг и боковыми соплами.
За ним идёт отсек энергообеспечения, в котором установлена ампульная
аккумуляторная батарея. Ракета применяется с пускового устройства
АПУ-68.
Ракета предназначена для оснащения самолётов фронтовой авиации и
борьбы с РЛС противника. Головка ПРГС-1ВП предназначена для наведения
на цели с непрерывным узлучением диапазона А и обладает углом захвата
60-100°, позволяя пеленговать станции не только по основному лучу, но
и по его боковым лепесткам диаграммы направленности. Обеспечивает обнаружение
и наведение на одну из трёх РЛС на одной позиции, отличающихся по рабочим
частотам; переключение наведения в полёте при выключении РЛС целеуказания
на другую станцию на той же позиции; повторный захват при пропадании
сигнала или смене несущей частоты; приоритетный захват РЛС подсвета
как наиболее опасной; возможность перенацеливания и пуска по другой
РЛС. Головка ПРГС-2ВП служит для атаки целей с импульсным излучением
диапазона А' и позволяет также селектировать сигналы, выделяя их среди
помех, и кратковременно запоминать положение РЛС при её выключении,
продолжая следить в этой зоне.
Информация о цели вводится в автопилот при помощи станции Л-086
"Вьюга". После пуска автопилот ведёт к цели ракету на малой высоте.
На конечном участке траектории ракета делает "горку" и пикирует на
цель под углом 27-30°. Подрыв БЧ осуществляется при непосредственном
контакте с антенными системами РЛС.
Модификации:
-
Х-27ПС ("изделие 721") - с головкой ПРГС-1ВП (Л-077).
-
Х-27ПС ("изделие 727") - с головкой ПРГС-2ВП (Л-015).
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения
размах рулей |
4194(4294)
275
755
493 |
Стартовая масса, кг |
301(303) |
Масса боевой части, кг |
90,6 |
Максимальная скорость, км/ч |
3170 |
Дальность пуска, км:
максимальная
минимальная |
40
8 |
Время управляемого полёта, с |
90 |
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч |
550-1500 |
Диапазон высот применения, м |
50-5000 |
Литература
- Карпенко А.В., Ганин С.И. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. - 2000. - №1. - С. 24-25.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 16-18.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" // М-Хобби. - 2002. - №5. - С. 34-37.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника