ВМ-Т
В феврале 1976 года в СССР началась разработка универсальной
космической транспортной системы "Рассвет" (позже "Энергия"). В связи с
этим возникла необходимость транспортировки с заводов на Байконур крупногабаритных
модулей ракетно-космических систем (ракеты-носителя "Энергия", корабля
многоразового использования "Байкал" ("Буран"), орбитальных станций).
Габариты и расстояния были так велики, что ни один из существовавших видов
транспорта решить эту задачу не мог. В 1978 году В.М.Мясищев предложил
перевозить эти грузы на фюзеляже бомбардировщиков 3М.
После смерти Мясищева разработку транспортного самолёта, получившего
обозначение "3-35" (3М-Т, позже ВМ-Т "Атлант"), возглавил В.А.Федотов.
Было разработано несколько вариантов переделки бомбардировщика, но остановились
на самом простом. Было решено усилить конструкцию фюзеляжа. Для облегчения
погрузки и улучшения управляемости в полёте было применено двухкилевой
оперение и автоматическая система управления. Из-за возросших нагрузок
на фюзеляж его хвостовую часть пришлось проектировать заново. Одновременно
разрабатывалось погрузочно-козловое устройство ПКУ-50, предназначенное
для установки и снятия груза. Сами грузы были 4 типов: 0ГТ (ВКС "Буран"),
1ГТ (водородный бак РН "Энергия" длиной 40 м и диаметром 7,78 м), 2ГТ
(носовой обтекатель, кислородный бак и 2 негерметичных отсека РН "Энергия"),
3ГТ (возвращаемые на завод носовой и хвостовой обтекатели).
Во второй половине 1979 года для переоборудования были отобраны 3
заправщика 3МН-2. Они прошли ресурсные испытания
в СибНИА, а затем переоборудованы на ЭМЗ. Работы были завершены в 1980 году.
Один самолёт был передан в ЦАГИ для статических испытаний. 29 апреля 1981
года ВМ-Т впервые поднялся в небо (экипаж лётчика-испытателя А.Кучеренко).
6 января 1982 года состоялся первый полёт с грузом на фюзеляже. Испытательные
полёты с грузами различных типов продолжались 3 месяца. 4 апреля из Куйбышева
в Ленинск (Байконур) был достален первый коммерческий груз.
ВМ-Т построен по аэродинамической схеме свободнонесущего верхнеплана с
двухкилевым оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок
круглого сечения (максимальный диаметр 3,5 м). Крыло стреловидное (34°48')
большого удлинения. Консоли крыла трёхлонжеронные. На каждой консоли имеются
2 аэродинамических гребня. Механизация крыла состоит из элеронов, снабжённых
триммерами, и закрылков. Шасси велосипедного типа с системой "вздыбливания",
облегчающей взлёт. На концах крыла установлены поддерживающие двухколёсные
стойки. Силовая установка состоит из 4 ТРД РД-3М-500А, установленных в
корневой части крыла. Вооружение демонтировано. Один из самолётов оборудован
системой дозаправки топливом в воздухе.
На обоих лётных экземплярах ВМ-Т совершено более 150 полётов с грузом на
внешней подвеске. Перевозились элементы ракеты-носителя "Энергия" (несмотря
на появление Ан-225, первый старт обслуживали самолёты
ВМ-Т), космического корабля многоразового использования "Буран" и его аналога
БТС-01. БТС-01 располагался на внешней подвеске над фюзеляжем самолета-носителя
и должен был отделяться от него в полёте с последующей самостоятельной посадкой.
При этом ВТС-01 пилотировали лётчики-космонавты Е.В.Хрунов и Г.С.Шонин,
самолёт-носитель - лётчики-испытатели Ю.Когулов и П.Киев. В августе 1992 года
ВМ-Т демонстрировался на "Мосаэрошоу-92".
С 1992 года совместно с ЦАГИ и НПО им. А.М.Люльки на ЗМЗ
им. В.М.Мясищева велись работы по созданию на базе ВМ-Т системы воздушного
старта космических аппаратов "Хорус", "Коргус", "Хотол", перспективных ВКС.
Но на практике проект до их пор не реализован из-за недостатка финансирования.
Модификации самолёта:
-
ВМ-Т "Атлант" - транспортный самолёт для перевозки грузов на внешней подвеске.
-
"Демонстратор" - носитель космических объектов. Разрабатывается с 1992 года.
Планируется переоборудование третьего ВМ-Т.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
РД-3М-500А |
Взлётная тяга, кгс |
4х10500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
53,14
58,7
11,5 |
Площадь крыла, м2 |
351,78 |
Масса, т:
пустого
взлётная максимальная |
74,5
210,0 |
Запас топлива, л |
127200 |
Максимальная коммерческая нагрузка, т |
40 |
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте
крейсерская
взлётная
посадочная |
925
800
300
210 |
Практический потолок, м |
12000 |
Дальность полёта максимальная, м |
13600 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2610
1470
|
Экипаж, чел. |
8 |
Литература
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 11-21.
- Мороз С.Г. Мясищев М-4/3М. - Киев: "Архив-Пресс", 1999. - С. 39-42.
- Мороз С.Г. Ревущий зверь. // Авиация и Время. - 2003. - №5. - С. 15-17.
- Подольный Е. "Бизон" не вышел на тропу войны... // Крылья Родины. - 1996. - №1. - С. 13-17.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника