Урал-4320
С 1961 года на Уральском автомобильном заводе
велось производство полноприводного многоцелевого автомобиля
Урал-375. В ходе производства
конструкторы завода постоянно работали над совершанствованием
конструкции. Постепенно автомобиль приобрёл высокую степень
безотказности и долговечности. Единственным крупным недостатком
был двигатель, работающий на высокооктановом бензине.
Попытки установить на автомобиле дизель начались ещё в 60-х
годах. На заводе был разработан и успешно прошёл испытания
дизельный двигатель Урал-640. Но запустить его в производство
не удалось - у завода не оказалось достаточных средств для этого.
В 1969 году было принято решение о строительстве нового автозавода
в Набережных Челнах и разработке семейства грузовых автомобилей
для производства на нём. Новый завод (точнее комплекс заводов)
должен был выпускать двигатели не только для себя, но и для других
заводов, в том числе и для УралАЗа. 3 апреля 1969 года вышел
приказ Министерства автомобильной промышленности СССР, поручавший
разработку двигателя и коробки передач Ярославкому моторному
заводу.
Первые образцы нового дизеля были построены и испытаны на
стенде в том же 1969 году. В конце года дизель ЯМЗ-7Э641 и
коробка передач ЯМЗ-Э141 прибыли в Миасс и были установлена
на автомобиле Урал-375Д. Испытания начались в январе 1970 года
и продолжались до июня. За это время пробег опытного автомобиля
составил 19553 км. Испытания выявили целый ряд недостатков двигателя
и он был возвращён на доработку в Ярославль. В 1972 году испытания
возобновились. Доработанный двигатель плучил обозначение ЯМЗ-740,
а прототип автомобиля - Урал-Э4320.
Тем временем на УралАЗе был подготовлен и в апреле 1973 года
утверждён технический проект модернизации Урал-375Д. В марте того
же года были построены 3 новых прототипа (из них 2 в варианте
седельного тягача Урал-44201), на которых начались заводские
испытания. По результатам заводских испытаний были выработаны
рекомендации для приёмочных испытаний. 17 апреля 1974 года директор
завода подписал приказ №310, в котором определялся порядок работ
по производству автомобилей Урал-4320 с дизелем ЯМЗ-740.
Приказ определял очерёдность выпуска новых и модернизированных
деталей. В первую очередь вводились изменения, внедрение которых
было возможно и на карбюраторном Урал-375Д: усиленные редукторы и
картеры мостов, модернизированная раздаточная коробка, вторая
трубчатая поперечина рамы, новая поперечина крепления кабины,
новые кронштейны подвески раздаточной кабины, колёса 254Г-508 с
тороидальными полками, модернизированная кабина, новое оперение,
более комфортные сидения водителя и пассажиров.
Во втором квартале 1974 года была изготовллена партия прототипов
(2 бортовых и 2 тягача). Приёмочные испытания начались в апреле
1974 года и завершились в феврале 1975 года. Конструкторская
документация на подготовку производства была подготовлена в 1975
году. 9 сентября 1975 года, основываясь на успешном завершении
испытаний, межведомственная комиссия рекомендовала Урал-4320 в
серийное производство. Решение комиссии было утверждено приказом
министерства №415 от 31 декабря 1975 года. В 1976 году был пущен
в строй КамАЗ. В следующем году с него начали поступать двигатели
и 7 декабря 1977 года были собраны первые 5 серийных автомобилей.
До конца года выпуск составил 25 автомобилей.
Автомобиль Урал-4320 предназначен для перевозок грузов, людей
и буксировки прицепов по всем видам дорог и по бездорожью. Конструкция
рамная. Для увеличения проходимости применены полный привод, короткие
передний и задний свесы, односкатная ошиновка, система регулирования
давления в шинах. Герметизация агрегатов позволяет преодалевать
водные преграды глубиной до 1,5 м. Силовая установка состоит из
8-цилиндрового V-образного четырёхтактного дизеля КамАЗ-740.10.
После пожара на заводе двигателей КамАЗа в 1993 году пришлось
устанавливать ярославские двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Сцепление
КамАЗ-14, двухдисковое сухое. Коробка передач КамАЗ-141, 5-ступенчатая
с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Раздаточная коробка
двухступенчатая с межосевым блокируемым дифференциалом. В передней
части имеется лебёдка для самовытаскивания. Рулевое управление
снабжено гидроусилителем. Кабина трёхместная, цельнометаллическая,
снабжена отопителем. Для работы в условиях низких температур (до
-50°C) устанавливается второй отопитель и предпусковой подогреватель
двигателя. Сиденье водителя регулируется по высоте. Кузов цельнометаллический
с задним открывающимся бортом, откидными скамейками, дугами и тентом.
Первоначально устанавливался кузов по типу Урал-375Д (с надколёсными
нишами). С 1986 года устанавливается кузов с плоским полом. Подвеска
рессорная с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Рабочий
тормоз барабанный на все колёса с раздельным пневмогидравлическим
приводом.
Первоначально объём поставок двигателей с КамАЗа был невелик и в
1978 году собрали всего 100 автомобилей. Но затем выпуск неуклонно
возрастал и к 1990 году достиг 31500 в год. Росло и количество модификаций.
Большинство выпущенных автомобилей поставлялось Министерству обороны,
но их можно встретить и в гражданских организациях. Поставляется на
экспорт. На шасси Урал-4320 и его модификаций разработано около 1000
специализированных автомобилей различного назначения. На аэродромах
бортовой Урал-4320 может использоваться для буксировки ЛА.
Модификации автомобиля:
-
Урал-Э4320 - прототип. Отличался двигателем ЯМЗ-740.
-
Урал-4320 - первый серийный вариант. Выпускался в 1977-1986 годах.
-
Урал-4320-01 - модернизированный. Отличается новой бортовой платформой
с плоским полом. Выпускался в 1986-1993 годах.
-
Урал-4320-10 - с 6-цилиндровым дизелем ЯМЗ-236. Отличается воздушным
фильтром на правом крыле. Выпускается с 1993 года.
-
Урал-4320-30 - длиннобазный вариант Урал-4320-31. Отличается широкопрофильными
шинами ИД-П284. Выпускался в 1994-2002 годах.
-
Урал-4320-31 - с дизелем ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с. Отличается удлинённым
капотом, воздушным фильтром на правом крыле. Выпускался в 1994-2002
годах.
-
Урал-4320-40 - длиннобазный вариант Урал-4320-41. Выпускается с 2002
года.
-
Урал-4320-41 - с дизелем ЯМЗ-238НЕ2 (Евро-2) мощностью 230 л.с. Выпускается
с 2002 года.
-
Урал-43202 - народохозяйственный. Отличается деревянной бортовой
платформой с тремя открывающимися бортами, шинами 1100x400-533,
неэкранированным электрооборудованием, отсутствием системы централизованного
регулирования давления в шинах.
-
Урал-43203 - шасси для специализированных автомобилей. Отличается
удлинённой рамой, держателем запасного колеса на конце рамы, отсутствием
лебёдки и дополнительного топливного бака.
-
Урал-43203-41 - шасси с дизелем ЯМЗ-238НЕ2.
-
Урал-4420 - седельный тягач. Предназначен для работы с полуприцепами
общей массой до 15,2 т. Отличается увеличенным передаточным числом
главной передачи (8,9 вместо 7,32).
-
Урал-44201 - опытный седельный тягач на базе Урал-4320. Предназначен
для работы с активным полуприцепом.
-
Урал-44202 - седельный тягач на базе Урал-43202. Предназначен для работы
с полуприцепами общей массой до 18 т.
-
Урал-5557 - сельскохозяйственный самосвал. Отличается кузовом с разгрузкой
на три стороны.
-
Урал-55571 - строительный самосвал. Отличается кузовом ковшивого типа с
разгрузкой назад.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота по кабине
высота с тентом |
7366
2500
2680
2870 |
База, мм |
3525+1400 |
Колея, мм |
2000 |
Дорожный просвет, мм |
400 |
Радиус поворота, м |
10,8 |
Масса, кг:
в снаряженном состоянии с лебёдкой
полная |
8440
13425 |
Грузоподъёмность, кг |
5000 |
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг |
7000 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
КамАЗ-740
8
10850
17
210 |
Число передач |
5x2 |
Колёсная формула |
6x6 |
Размер шин |
14,00-20" |
Запас топлива, л |
210+60 |
Скорость максимальная, км/ч |
85 |
Запас хода, км |
800 |
Глубина преодалеваемого брода, м |
1,5 |
Тормозной путь со скорости 40 км/ч, м |
15 |
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км |
27 |
Литература
- Беспалов С. Тягачи с Урала // За рулём. - 1988. - №12. - С. 16-17.
- Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 96-98.
- Дмитриев В. Урал-4320 // М-Хобби. - 2004. - №5. - С. 20-26.
- Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. трансп. - Изд. 10-е., перераб. и доп. - М.: "Транспорт", 1983. - С. 73-74.
- Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1989. - С. 55-64.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника