|
|
Урал-375Д
В 1953 году Главное бронетанковое управление МО
СССР сформулировало требования к автомобилям многоцелевого назначения
и выдало техническое задание на такой автомобиль НАМИ. Работы по
исследованию автомобилей повышенной проходимости в институте велись
и до этого. Конструкторы института не опирались на возможности
производства, поэтому им проще было принимать нестандартные решения.
Основной задачей при разработке было достич максимальной проходимости
при работе на местности и в условиях бездорожья. В 1956 году под
руководством Н.И.Коротоножко был разработан опытный автомобиль
НАМИ-020 грузоподъёмностью 5 т. Он рассматривался как объект
исследования и как прототип для серийного производства. Он должен
был занять промежуток между ЗИС-151 и КрАЗ-214. На базе агрегатов
НАМИ-020 было проектировано целое семейство с колёсными формулами
4x4, 6x6, 6x4, 8x8 и 8x4, но построены только тягач НАМИ-020 и
транспортный автомобиль НАМИ-021 (оба типа 6x6).
После проведения всесторонних испытаний НАМИ-020 был рекомендован
в серийное производство. В 1958 году вся техническая документация
была передана на Уральский автомобильный завод, где автомобиль
получил обозначение Урал-375. На заводе под руководством главного
конструктора С.А.Курова автомобиль был доработан. Он сохранил
основные черты прототипа, но получил новый двигатель производства
Завода им. Лихачёва, полный привод с отключаемым передним мостом,
проходные задние мосты, шины увеличенной размерности. Одновременно
началась реконструкция завода. В марте 1959 года начались испытания
опытных образцов Урал-375 и Урал-375Т. В процессе испытаний выявились
недостатки и конструкция была доработана. 20 июля 1959 года вышел
приказ директора завода о начале производства Урал-375. 7 ноября
первый серийный Урал-375 прошёл в составе заводской колонны на
праздничной демонстрации, а 31 января 1961 года из ворот завода
вышли первые 10 серийных автомобилей.
В 1961-1963 годах в НАМИ прошли сравнительные испытания серийных
Урал-375 и НАМИ-020. По результатам испытаний было подтверждено
соответствие параметрам и выработаны рекомендации для дальнейшего
совершенствования. В 1964 году началось производство Урал-375Д
с цельнометаллической кабиной.
Автомобиль Урал-375Д предназначен для перевозок грузов, людей и
буксировки прицепов по всем видам дорог и по бездорожью. На аэродромах
применяется в качестве тягача для ЛА.
Урал-375Д капотного типа. Для увеличения проходимости применены
полный привод, короткие передний и задний свесы, односкатная ошиновка,
система регулирования давления в шинах (от 0,5 до 3,2 кгс/см2).
Герметизация агрегатов позволяет преодалевать водные преграды глубиной
до 1,5 м. Кабина трёхместная цельнометаллическая. Кабина Урал-375
оснащалась брезентовым верхом. Кузов цельнометаллический с задним
открывающимся бортом, откидными скамейками, дугами и тентом. Силовая
установка состоит из 8-цилиндрового V-образного четырёхтактного
карбюраторного двигателя ЗиЛ-375. Для работы в условиях низких
температур (до -50°C) устанавливался предпусковой подогреватель
П-100. Сцепление двухдисковое сухое. Коробка передач 5-ступенчатая
с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Раздаточная коробка
двухступенчатая с межосевым блокируемым дифференциалом. Рулевое
управление снабжено гидроусилителем. Передний мост неотключаемый
с дисковыми (сухариковыми) шарнирами равных угловых скоростей.
Рабочий тормоз барабанный на все колёса с раздельным пневмогидравлическим
приводом. Передняя подвеска на продольных полуэллиптических рессорах
с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия, задняя -
балансирная, на полуэллиптических рессорах с реактивными штангами.
Часть автомобилей оснащалась лебёдкой для самовытаскивания с тяговым
усилием 7 тс (устанавливалась в передней части).
К началу 90-х годов производство Урал-375 было свёрнуто. Но в 1993
году на заводе двигателей КамАЗа произошёл крупный пожар, поставки
дизелей КамАЗ-740 прекратились и производство карбюраторных Урал-375Д
было на некоторое время возобновлено. В процессе производства автомобиль
постоянно дорабатывался. Он широко применялся в Советской Армии и
народном хозяйстве СССР. Поставлялся на экспорт во многие страны
мира. На шасси Урал-375Д разработано несколько сот специализированных
автомобилей различного назначения. Его дальнейшим развитием стал
дизельный грузовик Урал-4320.
Модификации автомобиля:
-
Урал-375 - первый серийный вариант. Отличался кабиной с брезентовым
верхом. Выпускался в 1961-1965 годах.
-
Урал-375А - шасси для фургонов на базе Урал-375. Отличался удлинённой
на 335 мм рамой, держателем запасного колеса на конце рамы. Лебёдка
и дополнительный топливный бак отсутствовали.
-
Урал-375Д - с цельнометаллической кабиной. Выпускался в 1964-1982
годах.
-
Урал-375ДМ - модернизированный. Отличался неразъёмными ободами колёс,
новой светотехникой, надставными бортами из 3 досок. Выпускался в 1982-1991
годах.
-
Урал-375ДЮ - тропический. Отличался резинотехническими изделиями и
проводами, устойчивыми к тропическому климату.
-
Урал-375Е - шасси для фургонов на базе Урал-375Д. Отличался горизонтальным
держателем запасного колеса.
-
Урал-375К - северный для работы при температуре до -60°C. Отличался
теплоизоляцией кабины и аккумуляторных батарей, двойными стёклами,
дополнительным отопителем, резинотехническими изделиями из
морозоустойчивой резины, фарой-искателем на крыше кабины.
-
Урал-375Н - народохозяйственный. Отличался деревянной платформой с
3 открывающимися бортами, шинами 1100x400-533, отсутствием системы
регулирования давления в шинах. Выпускался в 1974-1982 годах.
-
Урал-375НМ - модернизированный. Выпускался в 1982-1991 годах.
-
Урал-375С - седельный тягач на базе Урал-375. Предназначен для
буксировки полуприцепов массой до 12 т. Отличался укороченной
на 135 мм рамой, седельно-сцепным устройством.
-
Урал-375С-К1 - седельный тягач на базе Урал-375Д. Предназначен для
буксировки полуприцепов массой до 12 т. Выпускался с 1974 года.
-
Урал-375СН - седельный тягач на базе Урал-375Н. Предназначен для
буксировки полуприцепов массой до 18,4 т (по грунту до 12,5 т).
Выпускался с 1974 года.
-
Урал-375Т - транспортный (опытный). Отличался деревянной платформой
с 3 открывающимися бортами.
-
Урал-375Ю - южный. Отличался резинотехническими изделиями, изоляционными
и лакокрасочными материалами, устойчивыми к тропическому климату.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота по кабине
высота с тентом |
7366
2674
2680
2870 |
База, мм |
3525+1400 |
Колея, мм |
2000 |
Дорожный просвет, мм |
400 |
Радиус поворота, м |
10,8 |
Масса, кг:
в снаряженном состоянии с лебёдкой
полная |
8300
13100 |
Грузоподъёмность (с лебёдкой), кг |
4500 |
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:
по шоссе
по грунту |
10000
5000 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
ЗиЛ-375
8
6959
6,5
180 |
Число передач |
5x2 |
Колёсная формула |
6x6 |
Размер шин |
14,00-20" |
Запас топлива, л |
300+60 |
Скорость максимальная, км/ч |
75 |
Запас хода, км |
750 |
Глубина преодалеваемого брода, м |
1,5 |
Тормозной путь со скорости 40 км/ч, м |
15 |
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км |
46 |
Литература
- Гусев В. Первопроходцы // За рулём. - 1971. - №9. - С. 8.
- Дмитриев В.В. Урал-375 // М-Хобби. - 1999. - №3. - С. 26-33.
- Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. трансп. - Изд. 10-е., перераб. и доп. - М.: "Транспорт", 1983. - С. 71-73.
- Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1989. - С. 55-64.
- Сёмина Н. С маркой "Урал" // За рулём. - 1976. - №7. - С. 1.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|