УМП-350
Универсальный моторный подогреватель УМП-350 разработан
на Прилукском заводе "Пожмашина" по заказу ВВС. В качестве шасси использован
автомобиль ЗиЛ-131. В конструкции использован
подогреватель воздуха Челябинского завода теплогенерирующих установок.
УМП-350 имеет закрытый кузов, установленный на раме автомобиля и
прикрученный болтами и стремянками через резиновые прокладки. Крыша
для удобства обслуживания агрегатов выполнена съёмной. Она крепится к
каркасу болтами и уплотняется по периметру. Для доступа к агрегатам по
бортам кузова имеется 7 дверей (люков). В кузове на прикрученной к полу
раме смонтирован подогреватель. Он состоит из кожуха, камеры сгорания,
воздухораспределителя и калорифера. Слева и справа от подогревателя
установлены 2 цилиндрических топливных бака по 300 л. Для подачи воздуха
в задней части установлен вентилятор центробежного типа. Привод вентилятора
осуществляется от коробки отбора мощности, установленной на заднем
торце раздаточной коробки, через 2 карданных вала. На переднем торце
вентилятора имеется шкив ременного привода топливного насоса подогревателя.
Для забора воздуха в задней части кузова имеется двухстворчатая дверь.
На задней стенке кузова имеется 5 гильз, к которым крепятся брезентовые
рукава. Для удобства подхода к крышкам гильз и укладки рукавов в
аэродромно-транспортном положении имеется откидная площадка. С правой
стороны площадка оборудована откидной подножкой. В ночное время площадка
освещается фарой-прожектором. Для управления и контроля подогревателя
в кабине автомобиля (справа) установлен дополнительный щиток приборов.
В комплект входят 15 рукавов диаметром 220 мм и длиной по 6 м. В транспортном
положении они укладываются в трубы подачи воздуха.
УМП-350 предназначен для подогрева двигателя ЛА перед запуском, а
также воздуха в кабине экипажа и в салоне при температуре окружающей
среды от +10 до -55°C. Подогреватель может одновременно подавать воздух
с температурой 80-115°C со скоростью 25 м/с к 4 двигателям или кабинам.
В летнее время вентилятор (без запуска подогревателя) можно использовать
для вентиляции кабин и других объектов.
Работа УМП-350 основана на передаче тепла от калорифера воздуху,
поступающему из атмосферы. Тепло для подогрева воздуха выделяется при
сжигании топлива (керосин Т-1 или ТС-1) в камере сгорания калорифера.
Воздух из передней части подаётся вентилятором по раструбу. После нагрева
от стенок калорифера воздух по коллектору идёт к гильзам на задней стенке
кузова, к которым присоединяются рукава. Для обогрева двух мест через
одну рукавную линию используется разветвитель. Перед началом работы
автомобиль заземляется.
Серийное производство УМП-350 в Прилуках продолжается. После прекращения
выпуска автомобиля ЗиЛ-131 подогреватель стал монтироваться на шасси
Урал-4320-31, Урал-4320-41, Урал-43206-41, ЗиЛ-5301БО, КамАЗ-4326. Применяется
не только на аэродромах, но и в транспортных и строительных предприятиях
в условиях Севера.
Модификации автомобиля:
-
УМП-350-131 - базовый на шасси ЗиЛ-131.
-
УМП-350(4320)-350.10 - на шасси Урал-4320-31
(с 2002 года - Урал-4320-41). Выпускается с 1998 года.
-
УМП-350(4326) - на шасси КамАЗ-4326.
-
УМП-350(5301) - на шасси ЗиЛ-5301БО. Разработан в 2003 году по заказу
компании "Ист Лайн". Изготовлено 3 машины.
Технические харктеристики (УМП-350-131)
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
6900
2500
2540 |
База, мм |
3350+1250 |
Колея, мм |
1820 |
Дорожный просвет, мм |
330/355 |
Радиус поворота, м |
10,2 |
Полная масса, кг |
8420 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
ЗиЛ-131
8
5996
6,5
150 |
Число передач |
5x2 |
Колёсная формула |
6x6 |
Размер шин |
12,00-18" |
Запас топлива, л |
2x170 |
Скорость максимальная, км/ч |
90 |
Тормозной путь со скорости 30 км/ч, м |
12 |
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км |
40 |
Производительность подогревателя, ккал/ч. |
350 |
Литература
- Дмитриев В. Мобильные подогреватели // Основные средства. - 2004. - №4.
- Дмитриев В. "Стюардесса" для ВВС // М-Хобби. - 2004. - №3. - С. 22-26.
- Колеватов А. Применение автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 // Автомобильный моделизм. - 2003. - №4. - С. 2-8.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника