|
|
УАЗ-31512
Автомобиль "Эскорт" разработан на базе легкового
автомобиля УАЗ-31512 (УАЗ-31514). Предназначен для встречи и сопровождения
самолётов в аэропортах. От базового автомобиля его отличает светящееся
табло с надписью "Следуйте за мной" (на английском языке) и наличие
радиостанции для связи с экипажем самолёта.
Разработка джипа для замены ГАЗ-69 на Ульяновском автозаводе началась
в конце 50-х годов под руководством П.И.Музюкина. Он получил обозначение
УАЗ-460. Его кузов задумывался универсальным, чтобы заменить сразу
две модификации: ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. В 1961 году были построены опытные
образцы. После вроведения испытаний конструкция была доработана.
УАЗ-460Б получил верхнеклапанный двигатель от "Волги" ГАЗ-21 и колёсные
редукторы. Его дальнейшим развитием стал УАЗ-469, опытные образцы
которого появились летом 1962 года. Одновременно проходил испытания
УАЗ-468 с кузовом типа фургон.
Для удешевления производства УАЗ-469 по многим узлам и угрегатам
был унифицирован с перспективным семейством грузовиков и фургонов
УАЗ-452 (их выпуск был освоен в 1965 году). Большое внимание при
проектировании уделено простоте и живучести конструкции. Передние и
задние двери, их съёмные металлические боковины со стёклами выполнены
взаимозаменяемыми. Взаимозаменяемы также половинки ветрового стекла.
Первоначально даже планировалось (по тебованию военных) отказаться
от ключа зажигания, заменив его кнопкой на панели приборов, но позже
от этой идеи отказались.
Государственные испытания УАЗ-469 завершились в октябре 1964 года.
Но внедрение в серию по ряду причин технического и организационного
характера затянулось. Первым в декабре 1972 года с конвейера стал
сходить упрощённый вариант - УАЗ-469Б (с мостами от автомобиля УАЗ-452).
В 1973 году началось производство УАЗ-469 с колёсными редукторами.
УАЗ-469 имеет рамную конструкцию. Кузов открытый, четырёхдверный,
со съёмным брезентовым верхом. В каркас тента УАЗ-3151 (-31512) встроены
2 дуги безопасности. Лобовое стекло откидывается на капот. В салоне
имеется 7 мест для сидения. Второй ряд сидений и задние боковые сиденья
складываются, образуя ровную грузовую площадку (1290x1135 мм, при
снятых сиденьях - 1530x1135 мм). В задней части кузова имеется откидной
борт, который может фиксироваться в горизонтальном положении, увеличивая
длину грузовой площадки на 600 мм. Для повышения проходимости применены
короткие передний и задний свесы, привод на все колёса. Передний мост
отключаемый, при этом ступицы колёс также отсоединяются от приводных
валов. Силовая установка состоит из карбюратоного 4-цилиндрового рядного
верхнеклапанного двигателя ЗМЗ-451М (УАЗ-451МИ). Для облегчения пуска
в зимнее время двигатель оснащён предпусковым подогревателем. Сцепление
однодисковое сухое. Коробка передач четырёхступенчатая с синхронизаторами
на III и IV передачах. Рулевой механизм - глобоидный червяк с двухгребневым
роликом. Подвеска всех колёс зависимая на продольных полуэллиптических
рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего
действия (до июня 1980 года устанавливались рычажные). Рабочий тормоз
барабанного типа на все колёса с гидроприводом. На УАЗ-3151 (-31512)
привод тормозов передних и задних колёс раздельный. Для буксировки
прицепа (обычно это УАЗ-704) автомобиль ооборудован сцепным устройством.
Возле двери водителя установлена фара-искатель. Запасное колесо
подвешивается сзади на откидном кронштейне. Кузов оборудован отопителем
и системой вентиляции.
Основным заказчиком УАЗ-469 и его модификаций было Министерство
обороны, но поставлялись они и в гражданские организации. УАЗ-469Б в
ограниченных количествах продавался населению. В процессе производства
конструкция автомобиля постоянно дорабатывалась. Крупные изменения
в 1985 году (изменена конструкция кузова, форсирован двигатель,
применён раздельный привод тормозов, установлены новые осветительвые
приборы) привели к смене индексов.
УАЗ-469Б (-31512) зарекомендовал себя очень простым и надёжным в
эксплуатации. Производство продолжается до сих пор, несмотря на появление
более современного джипа УАЗ-3160. УАЗ-469 стал прототипом китайского
джипа "Пекин-BD212".
Модификации автомобиля:
-
УАЗ-469 - с колёсными редукторами. Отличался двигателем ЗМЗ-451МИ,
экранированным электрооборудованием. Выпускался в 1973-1985 годах.
-
УАЗ-469Б - упрощённый. Отличается мостами от УАЗ-452, неэкранированным
электрооборудованием. Самая массовая модификация. Выпускался в 1972-1985
годах.
-
УАЗ-469БГ - медицинский. Отличается опознавательным фонарём с красным
крестом, наличием санитарного оборудования.
-
УАЗ-3150 - короткобазный. Отличается двухдверным 5-местным кузовом.
-
УАЗ-3151 - модернизированный вариант УАЗ-469. Отличается конструкцией
кузова, наличием 2 дуг безопастности, форсированным двигателем (сначала
до 77 л.с., с января 1986 года - до 80 л.с.), коробкой передач с
синхронизаторами на всех передачах, вакуумным усилителем и раздельным
приводом тормозов, новыми световыми приборами, новым отопителем,
травмобезопастным зеркалом расширительным бачком в системе охлаждения
двигателя, наличием аварийной сигнализации. Выпускается с 1985 года.
-
УАЗ-31512 - модернизированный вариант УАЗ-469Б. Отличается более
мягкой подвеской. Выпускается с 1985 года.
-
УАЗ-31512-10 - с пружинной передней подвеской.
-
УАЗ-31514 - с жёсткой крышей.
-
УАЗ-31514-10 - с пружинной передней подвеской.
-
УАЗ-31519 - с двигателем УМЗ-4218.10.
-
УАЗ-3152 - медицинский. Отличается более мягкой подвеской. Выпускается
с 1985 года.
-
УАЗ-3153 - длиннобазный. Число мест увеличено до 9.
-
"Хантер" - модернизированный. Отличается дизельным двигателем (Евро-2),
конструкцией рамы и кузова. Выпускается с 2004 года.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
4075
1805
2015 |
База, мм |
2380 |
Колея, мм |
1442 |
Дорожный просвет, мм |
220 |
Радиус поворота, м |
6 |
Масса, кг:
в снаряженном состоянии
полная |
1540
2290 |
Число мест |
7 |
Грузоподъёмность, кг:
с 1 пассажиром
с 6 пассажирами |
600
100 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
ЗМЗ-451М
4
2445
6,7
80 |
Число передач |
4x2 |
Колёсная формула |
4x4 |
Размер шин |
8,40-15" |
Запас топлива, л |
2x39 |
Скорость максимальная, км/ч |
100 |
Тормозной путь со скорости 70 км/ч, м |
53 |
Контрольный расход топлива при скорости 30 км/ч, л/100 км |
10,6 |
Литература
- Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 84-86.
- Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. трансп. - Изд. 10-е., перераб. и доп. - М.: "Транспорт", 1983. - С. 42-43.
- Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. - М.: "Машиностроение", 1989. - С. 49-55.
- Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 2. - М.: "Илби", "Прострэкс", 1994. - С. 111.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|