|
|
Ту-95РЦ
Постановлением СМ СССР №835-375 от 21 июля 1959 года ОКБ-156
А.Н.Туполева поручалось разработать дальний разведчик Ту-95Р, оборудованный
аппаратурой радиолокационной разведки морских целей и целеуказания подводным
лодкам. ОКБ Туполева совместно с разработчиками оборудования провело большую
работу по снижению взаимного влияния многочисленного радио-технического
оборудования, установленного на самолёте. В 1960-1962 годах на Куйбышевском
авиазаводе №18 в разведчик был переоборудован серийный Ту-95М
(зав. №510). 21 сентября 1962 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем
И.К.Ведерниковым впервые поднял его в небо с заводского аэродрома. В 1963
году на заводе №18 началось серийное производство разведчика-целеуказателя
Ту-95РЦ ("изделие ВРЦ"). Уже в августе 1964 года первые серийные самолёты
поступили в части морской авиации. Доводка БРЭО продолжалась до декабря
1964 года. Постановлением СМ СССР №411-126 от 30 мая 1966 года он был
официально принят на вооружение авиации ВМФ.
Ту-95РЦ предназначен для обнаружения кораблей или радиоконтрастных наземных
целей и наведения на них крылатых ракет, запускаемых с подводных лодок
(дизельных пр. 651 или атомных пр. 675), ракетных крейсеров типа "Слава"
и авианесущих крейсеров типа "Киев". Былп предусмотрена
возможность совместной работы с ракетоносцами Ту-22М.
Кроме того, на самолёт возлагалась метеорологическая разведка на море в
районе целей.
От Ту-95МР самолёт отличает отсутствие фотооборудования. В дополнение
к станциям радиотехнической разведки "Ромб-4" и "Вишня" установлена станция
"Квадрат-2". Все станции вместе (комплекс "Успех-1А") позволяют перекрыть
диапазон работы практически всех РЛС и средств связи вероятного противника.
На борту имеются средства постановки активных помех. В бомбоотсеке расположена
бортовая РЛС, антенна которой закрыта каплевидным обтекателем. Оборонительное
вооружение первоначально соответсвовало стандартному для Ту-95. Позже кормовую
пушечную установку заменили мощной станцией РЭБ СПС-151. Разрабатывались
варианты оснащения самолёта противокорабельными ракетами, но на практике
реализованы не были.
Всего в 1963-1969 годах было выпущено 53 самолёта Ту-95РЦ (включая прототип).
На его базе разработан противолодочный самолёт Ту-142.
Самолёты Ту-95РЦ летали по всему миру. Они базировались на аэродромах в
Анголе, Вьетнаме, Кубе, Ливии, Эфиопии. В 70-е годы эта модификация Ту-95
в сочетании с флотскими ракетными ядерными комплексами представляла для
территории США наибольшую опасность. Самолёты Ту-95РЦ активно эксплуатировались
до начала 90-х годов.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
НК-12МВ |
Взлётная мощность, э.л.с. |
4х15000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
50,04
47,09
12,98 |
Площадь крыла, м2 |
283,7 |
Взлётная масса максимальная, т |
182 |
Запас топлива, т |
89,53 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская
взлётная
посадочная |
910
770
300
270 |
Дальность полёта максимальная, км |
13500 |
Практический потолок, м |
11500 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2100
1540 |
Экипаж, чел. |
8 |
Литература
- Антонов Д., Ригмант В.Г. Из досье русского "медведя" // Крылья Родины. - 1994. - №8. - С. 1-6.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 84-101.
- Мороз С. Туполев Ту-95. - Киев: "Архив-Пресс", 1999. - С. 17-20.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1999. - №1. - С. 43-48.
- Ригмант В.Г. Ту-95 // Авиация и космонавтика. - 2001. - №1. - С. 17-20.
- Ригмант В.Г., Гордон Е.И. Цель - Америка // Авиация и Время. - 1996. - №5. - С. 2-20, 32.
- Тяжёлые блмбардировщики / Под. ред. В.Г.Дейнеки // Невский бастион. - 1998. - Вып. 5. - С. 45.
- Якубович Н.В. Межконтинентальный бомбардировщик: Ещё раз о Ту-95 и его модификациях // Крылья Родины. - 1999. - №11. - С. 1-6.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|