|
|
Ту-334
Разработка ближнемагистрального пассажирского самолёта
Ту-334 для замены Ту-134 началась в АНТК
им. А.Н.Туполева в 1988 году. Для экономии средств и сокращения сроков
проектирования было решено как можно шире унифицировать конструкцию со
среднемагистральным Ту-204.
Первоначально компоновка полностью повторяла Ту-204, но размеры и масса
значительно были меньше. Фюзеляж должен был иметь диаметр, как у Ту-204, но
значительно короче. Силовая установка должна была состоять из 2 перспективных
ТВВД с многолопастными винтами в кольцевом канале. В дальнейшем было решено
использовать винтовентиляторные двигатели Д-227 без кольцевого канала,
разместив их в хвостовой части фюзеляжа. К началу 90-х годов в проектировании
находились сразу два варианта: с ТРДД Д-436Т и с
ТВВД с толкающими винтами. Вариант с ТВВД предполагал создание самолёта с
4 вариантами компоновки пассажирского салона, с ТРДД - тремя вариантами.
Проблемы, связанные с использованием ТВВД вынудили конструкторов полностью
сосредоточиться на проекте Ту-334 с Д-436Т.
При создании самолёта использовались современные подходы в проектировании
и дизайне пассажирского салона и кабины пилотов. Благодаря эргономичной отделке
интерьера, применению шумопоглощающих конструкций, широкому центральноиу проходу
и большому шагу кресел Ту-334 получился одним из самых удобных самолётов своего
класса. Первый прототип был изготовлен на ММЗ "Опыт" в 1993 году и в начале
1994 года доставлен в ЛИИ им. М.М.Громова. Он впервые продемонстрирован публике
на выставке Мосаэрошоу-95. Затем в течение трёх лет шло доукомплектование
самолёта необходимым оборудованием. Впервые он поднялся в воздух 8 февраля
1999 года в 12.50 с аэродрома ЛИИ (экипаж лётчика-испытателя А.Солдатенкова).
В августе 2003 года в Киеве изготовлен второй лётный прототип. Ещё 2 прототипа
построены для статических и ресурсных испытаний. Сертификат типа получен 30
декабря 2003 года.
Серийное производство Ту-334 предполагалось развернуть на Таганрогском
авиазаводе, но по ряду причин организовать его там не удалось. В апреле 2002
года началась сборка первой партии на Луховицком авиазаводе, принадлежащем
РСК "МиГ" (специально для Ту-334 построен новый цех). В том же году была
заложена серия на киевском заводе "Авиант".
Предполагается производство и на Казанском авиазаводе. Подписано соглашение
с Ираном о лицензионном производстве самолёта в этой стране. В производстве
комплектующих участвуют Казанский, Таганрогский и Ульяновский авиазаводы.
В июле 2003 года для подвижения самолёта на рынок создано ЗАО "Национальный
проект-334". Изготовление первого серийного самолёта ожидается в ноябре
2004 года.
Ту-334 построен по аэродинамической схеме низкоплана с Т-образным хвостовым
оперением. Крыло умеренной стреловидности (24° по линии четвертей хорд) с
высоким аэродинамическим качеством, с развитой механизацией, оборудовано
вертикальными аэродинамическими законцовками. В обшивке крыла применены
катанные и прессованные детали длиной до 13 м. Шасси убирающееся, трёхопорное
с носовой стойкой, оборудовано электродистанционной тормозной системой с
автоматическим переключением её на форсированный режим остановки самолёта
при прерванном полёте. Силовая установка состоит из 2 ТРДД Д-436Т1, размещённых
на пилонах в хвостовой части. По желанию заказчика могут устанавливаться
двигатели BR.715 немецкоанглийского консорциума "БМВ-Роллс Ройс". Кабина
пилотов аналогична кабине Ту-204. Комплекс пилотажно-навигационного
оборудования интегрирует глобальную спутниковую систему определения местоположения
(GPS) и инерциальную навигационную систему. Базовая компоновка пассажирского
салона туристического класса рассчитана на 102 пассажира с шагом кресел 810
мм. Возможны различные альтернативные варианты.
В настоящее время изготовлено 5 самолётов Ту-334.
Модификации самолёта:
-
Ту-334-100 - базовый с салоном на 102 пассажира. Первый полёт 8 февраля 1999 года.
-
Ту-334-100Д - с увеличенной до 4100 км дальностью полёта (проект). Отличается
двигателями Д-436Т2 и крылом большей площади.
-
Ту-334-100М - с увеличенной до 3120 км дальностью полёта (проект). Отличается
крылом большей площади.
-
Ту-334-100С - грузовой (проект). Отличается усиленным полом, большой
грузовой дверью в левом борту.
-
Ту-334-120 - с немецкими двигателями BR.710-48 (проект).
-
Ту-334-120Д - вариант Ту-334-100Д с двигателями BR.715-56 (проект).
-
Ту-334-200 - с удлинённым фюзеляжем (проект). Отличается двигателями Д-436Т2.
Салон расчитан на 110-126 пассажиров.
-
Ту-334-200С - грузовой на базе Ту-334-200 (проект).
-
Ту-334-220 - с двигателями BR.715-56 (проект).
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Д-436Т1 |
Взлётная тяга, кгс |
2х7500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
29,77
31,26
9.38 |
Площадь крыла, м2 |
83,226 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
38,36
46,1
47,9 |
Запас топлива, т |
10,1 |
Коммерческая нагрузка, т |
11,0 |
Количество пассажиров, чел. |
92-110 |
Крейсерская скорость, км/ч |
800-820 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой
с коммерческой нагрузкой 9,25 т
с коммерческой нагрузкой 7 т |
1200
2000
3150 |
Практический потолок, м |
11000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1900
1000 |
Экипаж, чел. |
2-3 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 303-307.
- Берне Л.П. "Стоместник" выходит на старт. // Крылья Родины. - 1995. - №10. - С. 1-3.
- Валуев Н. "Туполев" и туполевцы в XXI веке. // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 56-59.
- Гринюк Д. Первый Ту-334 выходит на испытания. // Крылья Родины. - 1994. - №3. - С. 47.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 209-212.
- Задача №1 - поднять "пятёрку" в воздух. // Авиация и Время. - 1999. - №2. - С. 2-3.
- Ригмант В.Г. В полёте новый российский лайнер. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №4. - С. 1.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|