|
|
Ту-22М
Работы над проектом дальнего ракетоносца "145" (Ту-22КМ,
"ЮМ", "АМ", "45") в ОКБ А.Н.Туполева начались в
1965 году в инициативном порядке. Главным конструктором по самолёту был
назначен Д.С.Марков (в 1992 году его сменил Б.Е.Леванович). Постановление
СМ СССР по самолёту (№1098-378) появилось только 28 ноября 1967 года.
Поскольку проектирование шло на "полулегальном" основании, тема на всех
уровнях декларировалась как глубокая модернизация Ту-22К.
В ходе работы было создано несколько промежуточных проектов. При этом
конструкция самолёта всё дальше отходила от Ту-22 и в конце концов Ту-22М
превратился в совершенно новую машину (от Ту-22 сохранился только бомбоотсек).
Разработка аэродинамической компоновки велась совместно с ЦАГИ. Первоначально
за основу был взят проект самолёта "106Б". В качестве силовой установки
было решено использовать 2 ДТРД НК-6 (позже НК-144),
установленных над хвостовой частью фюзеляжа. Для улучшения взлётно-посадочных
характеристик применили крыло изменяемой стреловидности. Основной модификацией
должен был стать ударный самолёт "145К". Предусматривались также разведчик
"145Р", постановщик помех "145П" и противолодочный. В конце 1965 года проект
был переработан с целью устранения недостатков, присущих семейству Ту-22.
Мотогондола была поднята выше над фюзеляжем, изменена форма киля и стабилизатора,
перекомпонована кабина экипажа. Из всех вариантов остался только ракетоносец
(при этом отказались от бомбардировочного оборудования). В 1967 году по
настоянию ЦАГИ (были проведёны соответствующие исследования) двигатели
перенесли в хвостовую часть фюзеляжа. При этом воздухозаборники стали
располагаться по бокам фюзеляжа, изменилась компоновка фюзеляжа (в частности
размещение топливных баков), крыло опущено и самолёт стал среднепланом.
Воздухозаборники первоначально оснащались полуконусами по типу Ту-128,
но позже от них отказались. Так как предполагалось значительное увеличение
дальности, в состав экипажа ввели второго пилота.
В октябре-ноябре 1967 года была проведена макетная комиссия по Ту-22М.
По её результатам и материалам эскизного проекта на Казанском авиазаводе
началось изготовление малой серии Ту-22М0. Первый прототип был готов к
августу 1969 года. 30 августа он впервые поднялся в воздух (экипаж лётчика-испытателя
В.П.Борисова). Первые 5 Ту-22М0 поступили в Рязанский ЦБП и ПЛС Дальней
авиации для подготовки экипажей и наземного персонала. Одновременно в ОКБ
начались работы по дальнейшей модернизации. Была усилена конструкция планёра
и одновременно за счёт перкомпоновки снижена его масса на 3 т, улучшена
аэродинамика отдельных частей, доработаны воздухозаборники, увеличен
размах крыла. В 1971 году в Казани была выпущена серия из 9 самолётов под
обозначением Ту-22М1. 5 из них поступили в Центр боевой подготовки морской
авиации. Следующим этапом была установка на самолёте более мощных двигателей
НК-22. Одновременно была улучшена аэродинамика,
обновлён состав вооружения. В таком виде самолёт весной 1973 года был
запущен в массовое производство под обозначением Ту-22М2. В апреле 1974
года первые 4 самолёта поступили в Рязанский ЦБП и ПЛС. В том же году
Ту-22М2 стал поступать в части Дальней авиации и авиации ВМФ. Принят на
вооружение в 1976 году. Впервые продемонстрирован публике в 1992 году
на аэрокосмическом салоне в Фарнборо (Великобритания).
Ту-22М построен по аэродинамической схеме свободнонесущего среднеплана
со крылом изменяемой стреловидности. Стреловидность крыла изменяется плавно
от 20° до 60° (на Ту-22М3 - до 65°) с фиксацией в любом промежуточном положении.
Механизация крыла состоит из предкрылков вдоль всей передней кромки, элевонов
и трёхсекционных щелевых закрылков, перед которыми установлены трёхсекционные
интерцепторы. Фюзеляж типа полумонокок. Шасси убирающееся, трёхопорное, с
носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ДТРДФ НК-22 (на самолётах
первых серий НК-144-22, на Ту-22М3 - НК-25).
Воздухозаборники с вертикальным клином (на Ту-22М3 - с горизонтальным)
расположены по бокам фюзеляжа. Запас топлива размещается в интегральных
баках в средней части фюзеляжа. В хвостовой части имеются узлы подвески
2 стартовых твердотопливных ускорителей. Кабина экипажа оборудована катапультными
креслами КТ-1 (катапультирование производится вверх), за кабиной в специальном
отсеке размещён надувной спасательный плот. В носовой части установлена
РЛС большой мощности ПНА. Первоначально самолёты оснащались оборудованием
дозаправки топливом в полёте (демонтировано по договору ОСВ-2). В состав
вооружения входят ракеты Х-15 (до 10), Х-22М
(до 3), свободнопадающие бомбы (в т.ч. ядерные) калибром до 9000 кг (на
Ту-22М3 - до 3000 кг). Бомбовая нагрузка может размещаться в бомботсеке
(до 12 т) или на внешней подвеске. Оборонительное вооружение состоит
кормовой пушечной установки с двумя (на Ту-22М3 - одной) пушками ГШ-23
с радиолокационным и телевизионным управлением.
Из строевых частей первым Ту-22М получил 185 гв.тбап в Полтаве. В течение
70-80-х годов на Ту-22М2 и Ту-22М3 перешли 15 полков ДА и авиации ВМФ. В
составе Дальней авиации самолёты Ту-22М принимали участие в боевых действиях
в Афганистане (в 1984 и 1988-1989 годах) и Чечне (1994-1995). К настоящему
времени самолёт аналогов в мире не имеет.
Всего изготовлено 497 самолётов Ту-22М всех модификаций. На 1990 год в
европейской части СССР (Россия, Украина, Белоруссия и Эстония) базировалось
257 самолётов Ту-22М. Ещё 60 самолётов находилось в азиатской части. После
распада СССР парк Ту-22М был поделен между Россией и Украиной (2 полка из
Белоруссии и 1 из Эстонии были выведены в Россию). В настоящее время в АНТК
им. А.Н.Туполева ведутся работы по дальнейшей модернизации самолёта. Один
Ту-22М0 в настоящее время экспонируется в музее ВВС в Монино, другой -
в Киевском музее авиации.
Модификации самолёта:
-
Ту-22М0 ("45-00") - прототип. Отличался двигателями НК-144-22, отсутствием
оборонительного вооружения. Мог нести 1 ракету Х-22М под фюзеляжем. В 1969-1971
годах изготовлено 10 самолётов. Первый полёт 30 августа 1969 года.
-
Ту-22ДП - дальний перехватчик (проект).
-
Ту-22М1 ("45-01") - доработанный. Отличался конструкцией планёра, крылом
увеличенного на 1,5 м размаха, воздухозаборниками изменённой формы, 2 пушками
ГШ-23 в кормовой установке. Разработан в 1970 году. В 1971 году изготовлено
9 самолётов.
-
Ту-22М2 ("45-02") - с двигателями НК-22. Мог нести до 3 ракет Х-22М или до
24 т бомб. В 1973-1983 годах изготовлена 211 самолётов. Принят на вооружение
в 1976 году.
-
Ту-22М2-Е - опытный для испытаний двигателя НК-25. Переоборудован из Ту-22М2
в 1974 году.
-
Ту-22М3 ("45-03") - модернизированный. Отличался двигателями НК-25, усиленным
крылом, воздухозаборниками с горизонтальным клином, удлинённой на 0,8 м носовой
частью фюзеляжа с новой штангой топливозаправки, составом оборудования. Первый
полёт 20 июня 1977 года. В 1978-1993 годах изготовлено 268 самолётов. Принят на
вооружение в марте 1989 года.
-
Ту-22М4 - модернизированный (проект).
-
Ту-22М5 - модернизированный (проект).
-
Ту-22МЛ - летающая лаборатория. В 1992 году в ЛИИ переоборудован 1 Ту-22М3.
-
Ту-22МП - постановщик помех (опытный). В конце 70-х годов переоборудован
1 Ту-22М2.
-
Ту-22МР (Ту-22М3Р) - разведчик на базе Ту-22М3.
Первый полёт в декабре 1985 года. Выпускается с 1989 года. Изготовлено 12
самолётов.
-
Ту-344 - сверхзвуковой пассажирский самолёт.
Лётно-технические характеристики
|
Ту-22М2 |
Ту-22М3 |
Двигатели |
НК-22 |
НК-25 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2x13000
2x22000 |
2x14500
2x25000 |
Габариты, м:
размах крыла при стреловидности 20°
длина
высота |
34,28
41,46
11,05 |
34,28
42,46
11,05 |
Площадь крыла при стреловидности 20°, м2 |
183,6 |
183,6 |
Масса, т:
пустого
взлётная максимальная
посадочная |
48
122
88 |
46
124
88 |
Запас топлива, т |
53,5 |
53,5 |
Масса бомбовой нагрузки, т |
24 |
24 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская
посадочная |
1800
900
285 |
2300
900
285 |
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км |
5100 |
5100 |
Боевой радиус действия, км |
2200 |
2200 |
Практический потолок, м |
13000 |
14000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2300
1300 |
1920
1250 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
Пушечное вооружение |
2хГШ-23 |
1хГШ-23 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 184-189./li>
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 291-297.
- Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М-3 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 4-5.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 184-187.
- Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 119-143.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 110-122.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 39.
- Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация // Авиация и Время. - 1998. - №5. - С. 23-33.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 2000. - №1. - С. 40-46.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 193-195.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|