|
|
Ту-22
30 июня 1954 года вышло постановление СМ СССР №1605-726,
согласно которому ОКБ-156 А.Н.Туполева поручалось
создание сверхзвукового бомбардировщика "105" с двумя ТРД типа ВД-5Ф.
Ведущим конструктором по самолёту был назначен С.М.Егер (в 1959 году
его сменил Д.С.Марков). К ноябрю 1954 было подготовлено несколько вариантов
компоновки нового самолёта, в основе которых лежали попытки использовать
удачную компоновку Ту-16. 15 августа 1955 года
началось рабочее проектирование. По рекомендации ЦАГИ двигатели были
перенесены в хвостовую часть и установлены над фюзеляжем. Вместо двигателей
ВД-5Ф было решено использовать более мощные ВД-7М. Планёр первого прототипа
был построен к августу 1957 года, но из-за задержек с поставками двигателей
изготовление прототипа затянулось до лета 1958 года. Второй планёр был
направлен в УАГИ для статических испытаний в ноябре 1957 года. 21 июня
1958 года экипаж Ю.Т.Алашеева впервые поднял его в небо. Всего на самолёте
"105" было выполнено около 10 испытательных полётов.
Ещё в ходе работ над проектом "105" в ОКБ начались поиски по его дальнейшему
усовершенствованию. В августе 1957 года началось проектирование второго
прототита - "105А". Основную ставку сделали на усовершенствование аэродинамики.
Было вновь спроектировано крыло, фюзеляж в месте сопряжения с крылом был
обжат в соотвествии с "правилом площадей". 17 апреля 1958 года вышло постановление
СМ СССР №426-201, официально поручавшее ОКБ А.Н.Туполева спроектировать
на базе самолёта "105" бомбардировщик Ту-22 и ракетоносец Ту-22К. К лету
1959 года завершилось изготовление прототипа "105А". 7 сентября он совершил
первый полёт (экипаж Ю.Т.Алашеева). Не дожидаясь окончания испытаний,
авиазавод №22 в Казани в августе 1959 года приступил к серийному производству
самолётов Ту-22. Уже к концу года было построено 5 серийных самолётов.
Первые 20 серийных самолётов приняли участие в испытаниях и доводках,
которые продолжались несколько лет. В июле 1961 года 3 самолёта приняли
участие в авиационном параде в Тушино. В декабре 1968 года самолёты Ту-22К,
Ту-22Р, Ту-22П и Ту-22У принимаются на вооружение.
Ту-22 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана
со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное
кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых
закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное
(58°41' по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с
гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки
основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка
состоит из двух ТРД РД-7М (позже заменены на более мощные и надёжные
РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над
фюзеляжем. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части
фюзеляжа. Катапультирование производится вниз (из-за этого минимальная
высота катапультирования ограничена 350 м). Для взлёта могут применяться
пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега
при посадке используется двухкупольный тормозной парашют (по 52 м2
каждый). В грузовом отсеке Ту-22К могут размещаться как бомбы (калибром
до 9000 кг), так и ракеты. На доработанных (дальних) модификациях
установливалось оборудования дозаправки топливом в воздухе типа "шланг-конус".
Оборонительное вооружение состоит из кормовой управляемой пушечной
установки ДК-20 с 23-мм пушкой Р-23.
Серийное производство Ту-22 продолжалось до декабря 1969 года. Всего
было изготовлено 311 самолётов различных модификаций. В процессе серийного
производства серийные самолёты различных модификаций постоянно дорабатывались.
Был выполнен большой объём работ, прежде чем самолёт излечился от всех
"детских болезней" (это произошло уже в 70-х годах). Несколько самолётов
было поставлено на экспорт в Ирак и Ливию.
Первым самолёты Ту-22 получил 42 ЦБП и ПЛС в Дягилево (близ Рязани)
в 1962 году. С 1963 года Ту-22 стали поступать на вооружение полков 46
ВА Дальней Авиации и 15 драп Балтийского флота. В течение своей службы
самолёты различных модификаций привлекались для отслеживания и противодействия
авианосным группам НАТО. Постановщики помех Ту-22ПД применялись в войне
в Афганистане. Ливийские Ту-22Б принимали участие в вооружённом конфликте
между Танзанией и Угандой (на стороне последней) в марте 1978 года, в
гражданской войне в Чаде (на стороне правительственных войск) в 1979-1981
и 1986-1987 годах, в гражданской войне в Судане в 1984 и 1986 годах.
Иракские бомбардировщики принимали участие в войне с Ираном 1980-1989
годов.
В начале 90-х годов самолёты семейства Ту-22 начали выводиться из
эксплуатации. В настоящее время большая часть российских Ту-22 находится
на консервации на базах хранения. Более 60 самолётов после распада СССР
досталось Украине. К настоящему времени все украинские Ту-22 так же
выведены из эксплуатации и утилизируются.
Модификации самолёта:
-
"105" - первый прототип. Оборонительное вооружение состоялло из 2 пушек
АМ-23. Изготовлен в 1958 году. Первый полёт 21 июня 1958 года.
-
"105А" - второй прототип. Отличался фюзеляжем, обжатым в районе сопряжения
с крылом в соответствии с "правилом площадей", наплывом на передней кромке
крыла, килем увеличенной площади. Изготовлен в 1959 году. Первый полёт 7
сентября 1959 года.
-
Ту-22А ("Ю", "А") - бомбардировщик. Отличался цельноповоротным горизонтальным
оперением. В 1959-1962 годах изготовлено 15 самолётов.
-
Ту-22Б - экспортный бомбардировщик на базе Ту-22Р. В конце 60-х годов
переобородовано около 30 самолётов. Поставлялся в Ирак и Ливию.
-
Ту-22Д - бомбардировщик дальний. Оснащался системой дозаправки в воздухе.
Выпускался с 1965 года.
-
Ту-22К - ракетоносец, носитель ракеты Х-22. Выпускался
на заводе №22 с середины 1965 года. Изготовлено 76 самолётов. Самолёт принят на
вооружение в декабре 1968 года, полностью комплекс К-22 - в феврале 1971 года.
-
Ту-22К-10 - носитель проивокорабельной ракеты К-10С (проект). Разработан
в 1959 году.
-
Ту-22КД - ракетоносец дальний. Оснащался системой дозаправки топливом в
воздухе.
-
Ту-22КП - носитель противолокационной ракеты Х-22П (Х-22МП). Входил в состав
авиационно-ракетного комплекса К-22П. Выпускался с 1968 года.
-
Ту-22КПД - вариант Ту-22КП с системой дозаправки топливом.
-
Ту-22ЛЛ - летающая лаборатория для испытаний радиотехнической аппаратуры.
Использовался в ЛИИ.
-
Ту-22П - самолёт РЭБ. Отличался станцией активных
помех в хвостовой части фюзеляжа вместо пушечной установки. Изготовлено 47
самолётов.
-
Ту-22ПД - самолёт РЭБ дальний. Оснащался системой дозаправки в воздухе.
Выпускался с 1965 года.
-
Ту-22(ПД) - самолёт укороченного взлёта и посадки. Отличался дополнительными
подъёмными двигателями РД-36-35 в гондолах шасси. Переоборудован 1 Ту-22Р.
-
Ту-22Р - разведчик. Изготовлено 127 самолётов.
Первый полёт 24 июля 1961 года.
-
Ту-22РД - разведчик дальний. Оснащался системой дозаправки в воздухе.
Выпускался с 1965 года.
-
Ту-22РМ - опытный разведчик-бомбардировщик с РЛС бокового обзора "Шомпол".
Изготовлен в 1975 году.
-
Ту-22РДМ - дальний разведчик-бомбардировщик. В 1981-1982 годах несколько
Ту-22РД было переоборудовано по типу Ту-22РМ.
-
Ту-22РК, Ту-22РДК - самолёты с системой радиотехнической разведки "Куб".
В 70-е годы переоборудовано несколько самолётов Ту-22Р и Ту-22РД.
-
Ту-22ТК - самолёт с тонким крылом (проект). Отличался двигателями РД-7М3.
-
Ту-22ТК(УПС) - самолёт со сдувом пограничного слоя (проект).
-
Ту-22У - учебный бомбардировщик. Отличался
конструкцией кабины, составом оборудования, отсутствием кормовой пушечной
установки. Выпускался с 1963 года. Изготовлено 46 самолётов. Поставлялся
в Ирак и Ливию.
-
Ту-22 2НК-144 - с двигателями НК-144 (проект).
Лётно-технические характеристики (Ту-22КД)
Двигатели |
ВД-7М2 |
Взлётная тяга, кгс
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2x11000
2x16500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
23,646
42,2
9,45 |
Площадь крыла, м2 |
162,25 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
43,6
85
92 |
Запас топлива, т |
40,8 |
Масса боевой нагрузки, т |
9 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская дозвуковая
крейсерская сверхзвуковая |
1640
950-1000
1200-1300 |
Время набора высоты 9000 м, мин. |
10 |
Дальность полёта максимальная, км:
на дозвуковой скорости
на скорости 1300 км/ч |
4550
1750 |
Практический потолок, м |
13300 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2700
1900 |
Экипаж, чел. |
3 |
Литература
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 287-290.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 142-146.
- Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 93-119.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 102-109.
- Константинов В.Л. Сверхзвуковой долгожитель // Авиация и Время. - 1996. - №2. - С. 2-16, 44.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 38.
- Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация // Авиация и Время. - 1998. - №5. - С. 23-33.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1999. - №3. - С. 36-39.
- Якубович Н.В. Бомбардировщик Ту-22 // Авиаколлекция. - 2004. - №1.
- Якубович Н.В. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. - М.: "Экспринт", 1999.
- Якубович Н.В. Трудный взлёт Ту-22 // Крылья Родины. - 1996. - №11. - С. 1-4.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|