|
|
Ту-160
Разработка сверхзвукового бомбардировщика для замены
3М и Ту-95, а также в противовес
американскому B-1, в ОКБ А.Н.Туполева началась
в 1968 году. В конкурсе так же участвовали ОКБ
П.О.Сухого и В.М.Мясищева. Проектирование
велось в сотрудничестве с ЦАГИ, ЛИИ, НИАС, ВИАМ, НИАТ и другими отраслевыми
институтами. Первоначальный проект напоминал пассажирский самолёт
Ту-144, но такая конфигурация не обеспечивала
необходимой дальности при полёте на дозвуковой скорости. К 1975 году
был разработан новый проект - самолёт "70" с крылом изменяемой геометрии.
Проект был поддержан Д.Ф.Устиновым (курировал в ЦК КПСС оборонную промышленность,
с 1976 года - министр обороны) и работа была продолжена. Главным конструктором
по самолёту был назначен В.И.Близнюк, общее руководство осуществлял
А.А.Туполев. Одновременно с самолётом создавались новые двигатели (ОКБ
им. Н.Д.Кузнецова) и конструкционные материалы. Учитывая сложность и
масштабность задач, руководил работой сам министр авиационной промышленности
П.В.Дементьев.
В процессе проектирования самолёта "70" рассматривались различные
варианты компоновочных схем. В конечном итоге была выбрана схема с двигателями
в мотогондолах под неподвижной частью крыла. Большое внимание уделялось
снижению радиолокационной заметности. В конце 1977 года был утверждён
полномасштабный макет самолёта. К 1981 году было построено 3 прототипа
(2 лётных и 1 для статиспытаний). 18 декабря 1981 года прототип Ту-160
впервые поднялся в небо с аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова (экипаж лётчика-испытателя
Б.И.Веремея). 6 октября 1984 года в воздух поднялся прототип с полным
комплектом оборудования.
К началу 80-х годов специально для Ту-160 был построен Ульяновский
авиационный промышленный комплекс, но его переориентировали на выпуск
транспортного самолёта Ан-124 и серийное производство
Ту-160 началось на Казанском авиазаводе в 1986 году. По окончании Государственных
испытаний бомбардировщик стал поступать в войска. Первым (с мая 1987
года) начал получать новый самолёт 184 бап, дислоцированный в г. Прилуки
(Украина). Официально принят на вооружение ВВС России 30 декабря 2005 года.
Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой
стреловидности (от 20 до 65°). Компоновка центральной части фюзеляжа -
интегральная. Планер изготовлен, в основном из алюминиевых сплавов. Доля
титана в конструкции составляет 20%. Широко применяются клеёные трёхслойные
конструкции. Силовая установка состоит из 4 ТРДДФ НК-32. Спаренные многорежимные
воздухозаборники располагаются под передним наплывом крыла. Двигатели разделены
противопожарными перегородками и функционируют независимо друг от друга.
Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Экипаж размещается в гермокабине.
Катапультные кресла К-36ЛМ позволяют покидать самолёт в аварийной ситуации
во всём диапазоне высот (в том числе и на земле при рулении). Вооружение
(ракеты и бомбы различных типов, включая ядерные) размещается в двух отсеках
по 11 м длиной. Для ракет Х-55 разработано многозарядное
револьверное катапультное устройство МКУ-6-5У. Самолёт оборудован системой
дозаправки в воздухе типа "шланг-конус". Прицельно-навигационный комплекс
обеспечивает автоматический полёт и боевое применение в любое время суток
при любой погоде. Система управления самолётом элетродистанционная, четырёхканальная.
Общее число цифровых процессоров на борту превышает 100. Рабочее место
штурмана оснащено 8 ЦВМ. На борту имеется многоканальный цифровой
помехозащищённый комплекс связи, включающий и спутниковые средства.
В хвостовой части фюзеляжа установлены контейнеры с ИЛ-ловушками и
теплопеленгатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы ракеты
и самолёты противника.
Всего изготовлено 36 самолётов Ту-160. Из них 19 оказалось "приватизированными"
Украиной (кстати, объявившей себя безъядерным государством). После нескольких
лет переговоров 8 смолётов переданы России (остальные уничтожены). Российские
Ту-160 дислоцируются в г. Энгельсе (Саратовская обл.), куда перебазировались
лётчики, не захотевшие принимать украинскую присягу (80% личного состава 184
бап). Для подготовки пилотов используется Ту-134УБ-Л.
В январе 1992 года Ельцин пытался свернуть выпуск Ту-160, но здравый смысл
возобладал и было принято решение о продолжении серийного производства. На
Ту-160 установлено 44 мировых рекорда. В настоящее время в Энгельсе базируется
14 самолётов Ту-160.
Модификации самолёта:
-
Ту-160 ("изделие 70-01") - прототип. Первый полёт состоялся 18 декабря
1981 года.
-
Ту-160В - с двигателями на криогенном топливе (проект). Отличался формой
фюзеляжа.
-
Ту-160П - тяжёлый истребитель сопровождения (проект). Вооружён ракетами
класса "воздух-воздух".
-
Ту-160ПП - постановщик помех (проект).
-
Ту-160С - серийный стратегический бомбардировщик. Отличается конструкцией
штанги системы дозаправки в воздухе.
-
Ту-160СК - самолёт для запуска космической ракеты-носителя "Бурлак".
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
НК-32 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
4х14000
4х25500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
55,7/35,6
54,1
13,1 |
Площадь крыла, м2 |
232 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная |
110
185
275
155 |
Запас топлива, т |
140,6 |
Масса боевой нагрузки, т |
45 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская дозвуковая
взлётная
посадочная |
2230
800
300
260 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
70 |
Дальность полёта максимальная, км |
13950 |
Практический потолок, м |
16000 |
Продолжительность полёта, ч. |
15 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
2,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2200
1600 |
Экипаж, чел. |
4 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 201-206.
- Бутовски П. Сложная судьба Ту-160 // Авиация и Время. - 1995. - №2. - С. 2-13.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 198-202.
- Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 161-222.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 123-140.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Практически единственный стратег // Крылья Родины. - №№ 12/93, 1/94.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 41.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 202-204.
- Стратегический бомбардировщик Ту-160 // Крылья Родины. - 1992. - №4. - С. 33-34.
- Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 1-2.
- Тяжёлые блмбардировщики / Под. ред. В.Г.Дейнеки // Невский бастион. - 1998. - Вып. 5. - С. 65-66.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|