ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Ту-16

Ту-16К-26

К проектированию дальнего реактивного бомбардировщика со стреловидным крылом в ОКБ А.Н.Туполева приступили в 1948 году. В основу проекта легли исследования КБ и ЦАГИ. 28 марта 1949 года поднялся в воздух экспериментальный самолёт "82" - первый советский бомбардировщик со стреловидным крылом. На основе самолёта "82" был разработан ряд проектов ("486", "491", "494", "83", "86", "87"), различающихся силовой установкой и стреловидностью крыла. При работе над проектами были определены лётно-технические характеристики будующего бомбардировщика.

В июне 1950 года вышло постановление СМ СССР о постройке опытного образца самолёта "88". Работы по самолёту возглавил ведущий конструктор Д.С.Марков. 20 марта 1951 года был закончен полномасштабный макет. В декабре 1951 года завершилось изготовление первого прототипа. 27 апреля 1952 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем Н.С.Рыбко впервые поднял самолёт "88" в небо. В 1953 году началось его серийное производство под обозначением Ту-16 на заводе №22 в Казани, в 1954 - на заводе №1 в Куйбышеве. Самолёт впервые продемонстрирован на воздушном параде над Красной площадью 1 мая 1954 года.

Ту-16 представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным (35° по линии четвертей хорд) крылом и однокилевым свободнонесущим оперением. Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок с гладкой работающей обшивкой, выполнен из алюминиевых сплавов Д-16Т, АК-6, АК-8, В-95. Крыло двухлонжеронное. Механизация крыла состоит из однощелевых выдвижных закрылков и элеронов. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Основные стойки убираются в гондолы на крыле. Хвостовая часть фюзеляжа предохраняется от удара о землю убирающейся хвостовой опорой. Силовая установка состоит из двух двигателей АМ-3 (в 1955 году заменены на более мощные АМ-3М (РД-3М), позже - АМ-3М-500 с увеличенным ресурсом) конструкции А.А.Микулина. Двигатели расположены на боковых панелях фюзеляжа за центропланом. Топливо размещается в 27 топливных баках общей ёмкостью 43800 л. Баки разделены на 10 групп - по 5 на каждый двигатель. Для повышения живучести применены система заполнения топливных баков нейтральным газом и автоматическая проитивопожарная система. Экипаж размещается в двух герметичных кабинах: спереди и сзади фюзеляжа. Для сокращения пробега применена парашютно-тормозная система ПТ-16.

Самолёт может брать на борт до 9 т бомб (калибр от 100 до 9000 кг), которые размещаются в бомбоотсеке в задней части фюзеляжа. Ракетное вооружение размещается на пилонах под крылом. На морском театре военных действий могут применяться мины и торпеды. Для повышения точности бомбометания в условиях плохой видимости на самолёте установлен радиолокационный прицел РБП-4 "Рубидий" (позже РБП-6 "Люстра"). Имеется также оптический прицел ОБП-11. Оборонительное вооружение состоит из 7 автоматических 23-мм пушек АМ-23 (носовая неподвижная ПУ-88 и 3 спаренных подвижных пушечных установки: ДТ-В7, ДТ-Н7С, ДК-7).

Самолёт Ту-16 выпускался на двух заводах до 1963 года. Всего было выпущено 1509 самолётов 46 модификаций. Ту-16 принимал участие в войне в Афганистане и в различных локальных конфликтах. Поставлялся на экспорт в Египет, Индонезию, Ирак, Китай, Ливию. Снят с вооружения России и Украины в 1994 году. В Китае производится до сих пор. На базе Ту-16 разработан первый советский пассажирский реактивный лайнер Ту-104. В настоящее время Ту-16А является экспонатом музея ВВС в Монино.

Модификации самолёта:

  • "88" - прототип. В начале 1952 года изготовлено 2 самолёта.
  • Ту-16 - бомбардировщик. Выпускался серийно с 1953 года.
  • Ту-16 "Циклон" - самолёт борьбы с грозовыми облаками. Разработан в конце 60-х годов. Широко использовался во время Олимпиады-80.
  • Ту-16А - носитель ядерного оружия. Отличался бомбоотсеком с термоизоляцией. Выпускался с 1954 года. Изготовлено 453 самолота. С одного из них 27 октября 1967 года была сброшена первая китайская термоядерная бомба.
  • Ту-16Б - опытный с двигателями РД-16. Изготовлен в 1957 году.
  • Ту-16Е - самолёт радиоэлектронной разведки.
  • Ту-16Е "Азалия" - самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех "Азалия".
  • Ту-16З (Ту-16Ю) - заправщик. Оснащался крыльевой системой заправки. Разработан в 1955 году. Переоборудовано более 100 самолётов Ту-16А.
  • Ту-16ЗА - бомбардировщик с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле (позже на обоих).
  • Ту-16ЗЩ - заправщик.
  • Ту-16К-10 - носитель управляемой ракеты К-10С. Отличался РЛС "ЕН". Серийно выпускался с 1959 года. Принят на вооружение в 1961 году.
  • Ту-16К-10(ЗА) - ракетоносец с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался наличием топливоприёмника на левом крыле.
  • Ту-16К-10-26 - ракетоносец. Мог нести УР К-10С, КСР-2 и КСР-5.
  • Ту-16К-10-26Б - доработанный. Кроме ракет мог нести бомбы калибра 100-1500 кг на 12 держателях под крылом и фюзеляжем.
  • Ту-16К-11-16 - носитель управляемых противокорабельных ракет К-16 (КСР-2) и К-11 (КСР-11). Разработан в 1963 году. Отличался наличием станции радиотехнической разведки "Рица" и отсутствием носовой пушки. Под стандарт Ту-16К-11-16 переделывались самолёты Ту-16, Ту-16А, Ту-16З, Ту-16КС.
  • Ту-16К-16 (Ту-16КСР, Ту-16КСР-2) - носитель УР К-16 (КСР-2). Разработан в 1956-1958 годах. Принят на вооружение в январе 1962 года. В Ту-16К-16 переоборудовались самолёты Ту-16КС.
  • Ту-16К-22 - носитель УР К-22 (опытный).
  • Ту-16К-26 - носитель УР К-26 (КСР-5). Принят на вооружение 4 декабря 1969 года. Самолёты Ту-16К-11-16 после переделки по типу Ту-16К-26 получали обозначение Ту-16К-16-26 (Ту-16КСР-2-5).
  • Ту-16К-26П - носитель ракет КСР-5П. Разработан в начале 70-х годов.
  • Ту-16КРМ - носитель ракет-мишеней. Мог нести мишени КРМ-1, КРМ-2, КСР-5НМ, КСР-5НВ. По заказу ПВО переоборудовано несколько самолётов.
  • Ту-16КС - носитель противокорабельных ракет КС-1. В бомбоотсеке установлена РЛС наведения "Кобальт-М". На вооружение принят не был, хотя эксплуатировался в авиации ВМФ и поставлялся на экспорт.
  • Ту-16ЛЛ - летающая лаборатория для испытания различных двигателей. Переоборудовано несколько самолётов. 1 февраля 1971 года на таком самолёте погиб дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
  • Ту-16М - радиоуправляемая мишень. В мишени переоборудовались отслужившие свой срок самолёты.
  • Ту-16Н - заправщик самолётов Ту-22. Оснащался системой заправки "шланг-конус". Начиная с 1963 года часть бомбардировщиков переоборудовалась в заправщики Ту-16Н.
  • Ту-16П "Букет" - самолёт РЭБ. Оснащался станцией постановки активных помех СПС-44 "Букет". В начале 70-х годов в эту модификацию переоборудованы Ту-16П "Ёлка".
  • Ту-16П "Ёлка" - постановщик пассивных помех. Мог использоваться как бомбардировщик. С 1960 года переоборудовались все Ту-16СПС.
  • Ту-16ПЛ - противолодочный.
  • Ту-16Р ("изделие 92") - разведчик. Отличался 7 фотокамерами, станцией активных помех, аппаратурой радиотехнической разведки СРС-3 в подвесных контейнерах под крылом. Разработан в 1955 году.
  • Ту-16РМ - самолёт морской радиоэлектронной разведки. Переоборудовано несколько Ту-16К-10.
  • Ту-16РМ-2 - самолёт морской радиоэлектронной разведки и РЭБ.
  • Ту-16РР - самолёт радиационной разведки. Отличался подвесными контейнерами с аппаратурой для забора проб воздуха. Разработан в 1970 году. Переоборудовано 7 Ту-16Р.
  • Ту-16РТ - самолётный измерительный пункт для испытаний крылатой ракеты "Буря". В 1956 году переоборудовано 6 самолётов Ту-16Р.
  • Ту-16РЦ - летающая лаборатория для испытаний системы наведения ракет П-6. Изготовлен в 1964 году.
  • Ту-16С - поисково-спасательный. Оснащался сбрасываемым катером "Фрегат". В конце 60-х годов переоборудовано несколько Ту-16Т. Стоял на вооружении до середины 80-х годов.
  • Ту-16СПС - постановщик помех. Выпускался с 1955 года.
  • Ту-16Т - торпедоносец. Выпускался с 1957 года. В конце 60-х годов почти все самолёты переобрудованы в Ту-16ПЛ.
  • Ту-16ТРЖК - самолёт для перевозки жидкого кислорода.
  • Ту-104 - пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра. Первый полёт 17 июня 1955 года. В 1956-1960 годах изготовлен 201 самолёт.
  • Ту-104Г - гражданский самолёт для подготовки пилотов Аэрофлота. Отличался отсутствием вооружения.
  • Ту-107 - военно-транспортный. Отличался фюзеляжем большего диаметра. Изготовлен в 1 экземпляре.
  • H-6 - китайский вариант Ту-16. Изготовлено не менее 200 самолётов.

Лётно-технические характеристики

Ту-16А Ту-16К-10
Двигатели АМ-3 (АМ-3М) РД-3М-500
Взлётная тяга, кгс 2х7000 (2х9520) 2х9520
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

32,989
34,8
10,355
32,989
34,8
10,355
Площадь крыла, м2 164,65 164,65
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная

36,6
72
75,8
48
36,6
72
75,8
48
Запас топлива, т 34,36 32,0
Масса бомбовой нагрузки, т 9 -
Скорость максимальная, км/ч:

на высоте 6250 м
на высоте 10000 м

992
938
960
894
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 5760 4850
Практический потолок, м 12800 11900
Длина разбега, м

пробега, м

1300
1100
1900
1100
Экипаж, чел. 6 7
Пушечное вооружение 7хАМ-23 6хАМ-23

Литература

  1. Ангельский Р. Сверхзвуковая "копчушка". Противокорабельная ракета К-10 // Крылья Родины. - 1997. - №12. - С. 24-26.
  2. Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 283-286.
  3. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 125-129.
  4. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 40-92.
  5. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 71-83.
  6. Колесников П. Дальний реактивный // Техника - молодёжи. - 1984. - №11. - С. 38-39.
  7. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 36-37.
  8. Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Часть XII. Дальняя авиация // Авиация и Время. - 1998. - №5. - С. 23-33.
  9. Окопелов Н., Чечин А. Наш ответ "Стратоджету" (дальний бомбардировщик Ту-16) // Моделист-конструктор. - 2003. - №8. - С. 28-34.
  10. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1998. - №11-12. - С. 74-79.
  11. Ригмант В.Г. Рождение долгожителя // Авиация и космонавтика. - 2002. - №4.
  12. Ригмант В.Г. Ту-16 - самолёт-эпоха // Крылья Родины. - 1995. - №№ 6, 7.
  13. Сидоров В. Дальний реактивный "Ту" // Крылья Родины. - 1984. - №№ 10-12.
  14. Туполев Ту-16. - Киев: "Архив-Пресс", 1997.
  15. Якубович Н.В., Артемьев А.М. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец. - М.: АСТ, "Астрель", 2001.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100