 |
|
Ту-155
В середине 70-х годов дефицит добычи нефти в мире привёл
к энергетическому кризису. В связи с этим интенсифицировались работы по
применению в промышленности и на транспорте альтернативных видов топлива.
АН СССР совместно с рядом НИИ и КБ разработала программу научно-исследовательских
и проектно-конструкторских работ по широкому внедрению водородной энергетики
в народное хозяйство. В соответствии с этой программой ММЗ
"Опыт" было поручено создание летающей лаборатории на базе Ту-154Б,
использующей в качестве топлива жидкий водород (тема "Холод"). Использование
водорода попутно должно было улучшить экологическую обстановку в стране и
заложить основы гиперзвуковой и космической авиации. В летающую лабораторию
ЛЛ Ту-154 (позже Ту-155) был переоборудован серийный Ту-154 СССР-85035
(доработанный до стандарта Ту-154Б). Для обслуживания самолёта был разработан
авиационный криогенный комплекс, позволяющий проводить различные виды испытаний
с использованием больших количеств криоггенной жидкости. 15 апреля 1988 года
экипаж лётчика-испытателя В.А.Севанькаева впервые поднял его в небо.
Ту-155 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана
со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд), Т-образным оперением
и задним расположением двигателей. Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции,
снабжено предкрылками, двухщелевыми закрылками, интерцепторами и элеронами.
Шасси самолёта убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Основные стойки
шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Силовая установка состоит из
2 ТРДД НК-8-2 и 1 (центрального) НК-88 конструкции ОКБ
Н.Д.Кузнецова. В хвостовой части фюзеляжа установлен топливный бак с экранированной
теплоизоляцией, вмещающий 20 м3 сжиженного газа (температура до
-253°C). Первоначально в качестве топлива использовался сжиженный водород.
В 1989 году самолёт переоборудовали на сжиженный природный газ (температура
-162°C). Дополнительно установлены системы: геливая (для управления силовой
установкой), азотная (замещает обычную атмосферу в отсеках самолёта и предупреждает
об утечке криогенного топлива), контроля вакуума в теплоизоляционных полостях.
Ту-155 стал первым в мире самолётом, работающем на криогенном топливе.
Он прошёл обширный комплекс испытаний. На нём установлено 14 мировых рекордов.
На нём совершены международные перелёты Москва - Братислава - Ницца - Москва и
Москва - Ганновер. Испытания Ту-155 позволили получить богатый опыт обращения
с жидким водородом и жидким природным газом. Было создано новое уникальное
оборудование, освоены новые технологические процессы. Полученный опыт был
использован при разработке самолёта Ту-156.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
2 НК-8-2
HR-88 |
Взлётная тяга, кгс |
3х10500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота
максимальный диаметр фюзеляжа |
37,55
47,9
11,4
3,8 |
Площадь крыла, м2 |
201,45 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная |
52
98 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
950
850 |
Дальность полёта максимальная, км |
2800 |
Практический потолок, км |
12100 |
Крейсерская высота полёта, м |
11900 |
Продолжительность полёта на криогенном топливе, ч. |
2 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2300
1000 |
Экипаж, чел. |
4 |
Литература
- Васильев Н. Воспоминания о будущем: О самолёте Ту-156 // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 13-14.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 195-198.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 2000. - №3. - С. 40-41.
- Туполев А.А. Вариант чистого неба // Техника - молодёжи. - 1989. - №1. - С. 18-21.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|