|
|
Ту-154
Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-154 разработан
в ОКБ А.Н.Туполева. Он стал первым советским самолётом,
который изначально создавался с большой перспективой использования и совершенствования
в соответствии с требованиями технического прогресса и авиационной безопасности.
Проектное задание ставило задачу создать самолёт, равный по дальности и
надёжности Ил-18, скорости Ту-104 и посадочным
характеристикам Ан-10. Рабочее проектирование началось в 1965 году под
руководством главного конструктора С.М.Егера. Дальнейшее совершенствование
велось под руководством А.А.Туполева и А.С.Шенгардта. В 1968 году изготовлено
6 прототипов (один из них, с бортовым №85005, стоит на ВДНХ). 3 октября
1968 года экипаж лётчика-испытателя Ю.В.Сухова впервые поднял самолёт в
небо. Серийное производство началось в 1969 году в Куйбышеве на заводе
№18. В этом же году один из прототипов демонстрировался в Ле-Бурже. Испытания
самолёта продолжались около 5 лет.
Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана
со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд), Т-образным оперением
и задним расположением двигателей. Силовая установка состоит из 3 ТРДД
НК-8-2 конструкции ОКБ-276 Н.Д.Кузнецова. На модификации
Ту-154М они заменены двигателями Д-30КУ-154 конструкции
ОКБ П.А.Соловьёва. Два двигателя размещены по бокам на пилонах, третий - внутри
фюзеляжа с воздухозаборником в форкиле с S-образным каналом. Шасси самолёта
трёхстоечное, с носовой стойкой. Основные стойки шасси убираются в специальные
гондолы на крыле. Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции, снабжено
предкрылками, трёхщелевыми закрылками (на Ту-154М - двухщелевыми), интерцепторами
и элеронами. Салон оборудован кондиционером, работающем от ВСУ (возможна работа
на стоянке). В состав БРЭО входит метео-навигационный локатор "Гроза-154",
навигационный вычислитель расстояния до маяка, доплеровский измеритель путевой
скорости и угла сноса ДИСС-013.
Ту-154 относится ко второму поколению пассажирских реактивных самолётов
(с целым рядом свойств третьего поколения). На нём впервые в практике отечественного
гражданского самолётостроения применены необратимые бустеры, отказ от аэродинамических
триммеров, мощная и развитая механизация крыла в сочетании с управляемым
стабилизатором, трёхкратное резервирование всех систем, система электроснабжения
переменного тока, трёхосные основные тележки шасси (аналогов в мире не
имеют), эргономика кабины с индивидуальным местом бортинженера и выносом
рабочего места штурмана из остеклённого носа в кабину, навигационно-вычислительное
устройство с индикацией места самолёта на движущейся карте. Избыточная
тяговооружённость (также применённая впервые) дала высокую безопасность
полёта и экономию топлива (двигатели в крейсерском полёте работают на пониженных
режимах). Самолёт может продолжать полёт при отказе одного двигателя на
любом этапе полёта без существенных ограничений (зафиксирован случай посадки
с одним работающим двигателем). Ту-154 первым из гражданских получил Сертификат
Госавиарегистра СССР на соответсвие нормам по пролётным шумам.
Ближайшим аналогом самолёта является американский "Боинг-727"
(первый полёт в феврале 1963 года), но прямого копирования не было. По
ряду параметров "Боинг" в 60-х годах уступал Ту-154, продолжает уступать
и сейчас, после модернизации. Достаточно сказать, что удельная нагрузка
на грунт у "Боинга" составляет 31-33 т, тогда как у Ту-154 - 17-19 т, а
это значительно увеличивает количество аэродромов, способных принимать
у себя самолёты данного типа.
Первым в Аэрофлоте новый самолёт стал осваивать Внуковский авиаотряд.
В мае 1971 года началась перевозка почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь
и Минеральные Воды. 9 февраля 1972 года состоялся первый рейс с пассажирами
на борту по маршруту Внуково-Минеральные Воды (командир корабля Е.И.Багмут).
Начиная с 80-х годов и по настоящее время это самый массовый отечественный
среднемагистральный самолёт. Он летает в небе всех континентов, включая
Антарктиду (рейс Москва-Мирный). В процессе производства он неоднократно
модернизировался (самая крупная модернизация - Ту-154М в 1982 году). Серийное
производство продолжалось до 2006 года. Всего изготовлено 930 самолётов
Ту-154 22 модификаций. Из них около 150 экспортировано в 15 стран мира:
Болгарию, Венгрию, ГДР (теперь ФРГ), Иран, Китай, КНДР, Кубу, Монголию,
Польшу, Румынию, Чехословакию (в настоящее время имеются и в Чехии, и в
Словакии), Югославию и др. В настоящее время в России в эксплуатации
остаётся около 350 самолётов.
Модификации самолёта:
-
ЛЛ-154 - летающая лаборатория для отработки элементоп программы "Буран"
и подготовки космонавтов. Отличался усиленной хвостовой частью фюзеляжа
и составом оборудования. Вместо штатного места правого лётчика установлен
пост управления "Бурана". Может выполнять полёт в автоматическом режиме.
Переоборудовано 5 самолётов различных модификаций.
-
Ту-154 - первый серийный. Выпускался в 1970-1974 годах.
-
Ту-154А - доработанный. Отличался двигателями НК-8-2У, совмещённым управлением
механизацией крыла и стабилизатором. Взлётная масса увеличена до 94 т.
В 1974-1975 годах изготовлено 78 самолётов.
-
Ту-154Б - модернизированный. Отличался усиленным планёром, дополнительным
топливным баком, улучшенной эргономикой кабины, увеличенным ресурсом. Взлётная
масса возросла до 98 т. Выпускался в туристическом летнем (152 пассажира)
и зимнем (144) вариантах. Изготовлено 486 самолётов. В 1975-1980 годах
в вариант Ту-154Б переоборудованы ранее выпущенные Ту-154 и Ту-154А.
-
Ту-154Б-1 - доработанный. Отличается системой кондиционирования и конструкцией
шасси. Салон рассчитан на 160-169 пассажиров. Разработан в 1977 году. Часть
ранее выпущенных Ту-154Б доработана по типу Б-1.
-
Ту-154Б-2 - доработанный. Отличается составом радиоэлектронного оборудования
и усиленным шасси. Салон рассчитан на 180 пассажиров. Разработан в 1978
году. Часть ранее выпущенных Ту-154Б доработана по типу Б-2.
-
Ту-154М (Ту-164) - модернизированный. Отличается двигателями Д-30КУ-154-II,
конструкцией крыла, увеличенной площадью стабилизатора, увеличенным запасом
топлива, составом оборудования и интерьером пассажирской кабины. Увеличена
дальность и экономичность (расход топлива снижен на 15-20%). Разработан
в 1978-1982 годах Куйбышевским филиалом ММЗ "Опыт". Первый полёт состоялся
в 1980 году. В 1984-2001 годах изготовлено 320 самолётов.
-
Ту-154М-ЛК-1 - "салон" на базе Ту-154М. Оборудован спецсвязью.
-
Ту-154М-ОН - самолёт для программы "Открытое небо" (проект).
-
Ту-154М-100 - модернизированный. Отличается цифровой авионикой и обрудованием
салонов. Разработан в 1994 году. Выпускается с 1997 года. 3 самолёта поставлены
в Словакию.
-
Ту-154Р - самолёт радиотехнической разведки. В Китае переоборудовано 4
самолёта.
-
Ту-154С (Ту-154Т) - грузовой. С 1982 года переоборудуютя
Ту-154А и Ту-154Б (переоборудовано не менее 9).
-
Ту-155 (ЛЛ Ту-154) - опытный с двигателем НК-88,
работающем на жидком водороде (впервые в мире). Первый полёт 15 апреля 1988 года.
-
Ту-156 (Ту-156С) - грузовой на сжиженном природном газе.
Отличается топливной системой, двигателями НК-89.
Лётно-технические характеристики
|
Ту-154Б |
Ту-154М |
Двигатели |
НК-8-2 |
Д-30КУ-154 |
Взлётная тяга, кгс |
3х10500 |
3х11000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота
максимальный диаметр фюзеляжа |
37,55
47,9
11,4
3,8 |
37,55
48,0
11,4
3,8 |
Площадь крыла, м2 |
201,45 |
202,0 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
посадочная максимальная |
52
98
78 |
53
102
80 |
Масса коммерческой нагрузки, т |
18 |
18 |
Запас топлива, т |
39,75 |
39,75 |
Количество пассажиров, чел. |
152-180 |
152-176 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская |
950
850 |
935
850 |
Максимальное эксплуатационное число М |
0,88 |
0,86 |
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км |
2800 |
3500 |
Практический потолок, м |
12100 |
12100 |
Крейсерская высота полёта, м |
11900 |
11900 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2300
1000 |
2300
1000 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
Литература
- Андреев И. Борьба за вес // Техника - молодёжи. - 1977. - №11. - С. 46-47.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 286-293.
- Вульфов А., Колесник Д. "Рабочая лошадка" Ту-154: 30 лет в небе // Авиация и космонавтика. - 1998. - №11-12. - С. 24-32.
- Голубенко В. "Гадкий утёнок" из семейства Ту-154 // Крылья Родины. - 1999. - №3. - С. 10.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 187-194.
- Колесник Д. Ту-154 // М-Хобби. - 2000. - №1. - С. 38-43.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 2000. - №3. - С. 35-40.
- Ригмант В.Г. Полёт длиною в тридцать лет: О пассажирском самолёте Ту-154 и его модификациях // Крылья Родины. - 1998. - №10. - С. 4-10.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|