Ту-243
30 августа 1968 годe вышло Постановление СМ СССР №670-241,
поручавшее ОКБ А.Н.Туполева разработку нового
беспилотного комплекса тактической разведки ВР-3 "Рейс" и входящего в него
беспилотного самолёта-разведчика многоразового использования "143". Руководил
работами Главный конструктор Г.М.Гофбауэр (в начале 90-х годов его сменил
Л.Т.Куликов). При проектировании самолёта был использован громадный опыт,
накопленный к тому временив ОКБ и смежных организациях, получейнный в процессе
почти десятилетних работ по беспилотной раведывательной тематике. 1 декабря
1970 года состоялся первый полёт самолёта "143". В 1972 году начались
совместные государственные испытания, которые успешно завершились в 1976 году.
Параллельно с испытаниями началась подготовка к серийному производству на
Кумертавском машиностроительном заводе. В 1973 году была выпущена опытная
партия из 10 самолётов. Вскоре началось полномасштабное производство комплекса.
В 1982 году комплекс "Рейс" принят на вооружение Советской Армии.
Беспилотный самолёт Ту-143 предназначен для проведения разведывательных
операций на глубину в 60-70 километров от линии фронта. Может вести разведку
площадных целей и по отдельному маршруту путём фотографирования и телевизионной
разведки, а также следить за радиационной обстановкой. Комплекс приспособлен
для разведки районов сосредоточения войск и боевой техники, для разведки
инженерно-технических сооружений. Разведчик может использоваться повторно
до 5 раз.
Ту-143 построен по аэродинамической схеме бесхвостки с треугольным
(58° по передней кромке) низкорасположенным крылом малого удлинения. Конструкция
цельнометаллическая (Д-16, АМГ-6). Фюзеляж круглого сечения (диаметр 600 мм)
с переходом в овальное в районе установки маршевого двигателя. По всему размаху
задней кромки крыла расположены элевоны. В передней части фюзеляжа установлено
ПГО. Шасси трёхопорное пяточного типа (выпускается при посадке). Силовая установка
состоит из ТРД ТР3-117. Воздухозаборник расположен над фюзеляжем, в хвостовой
части плавно переходит в парашютный контейнер, в котором находятся посадочный
и тормозной парашюты. Для старта используются пороховой ускоритель (монтируется
под хвостовой частью фюзеляжа). Носовой отсек фюзеляжа (из стеклопластика)
полностью сменный и выпускался в двух вариантах: с панорамной фотокамерой ПА-1
или с аапаратурой телевизионной разведки И-429Б "Чибис-Б". Предусмотрена установка
оборудования радиационной разведки "Сигма-Р". Управление самолётом осуществляется
от автоматической бортовой системы управления АБСУ-143.
Наземное обслуживание, транспортировка и старт самолёта-разведчика осуществлялся
с помощью наземных мобильных средств СПУ-143, ТЗМ-143, КПК-143, ПОД-3.
Спроектированный по заказу ВВС, комплекс получил распространение в сухопутных
войсках и других родах войск. Организационно части, оснащённые им, представляли
собой эскадрильи, на вооружении которых было по 12 самолётов и 4 пусковые
установки. Также имелись средства подготовки, обеспечения старта, посадки
и эвакуации разведчиков, командный пункт, узлы связи, пункт обработки
информации, ТЭЧ.
Новый комплекс был быстро освоен в войсках и получил высокую оценку. Его
отличала большая точность выхода на участок разведки, чем у пилотируемых
самолётов-разведчиков того времени (МиГ-21Р,
Як-28Р). Фотоаппаратура, установленная на Ту-143,
позволяла с высоты 500 м и при скорости 950 км/ч распознавать предметы на
земле от 20 см и выше. Комплекс хорошо зарекомендовал себя в горной местности
(в горных массивах высотой до 5000 м). При этом он был практически неуязвимым
для средств ПВО противника.
Серийное производство Ту-143 продолжалось до 1989 года. Всего изготовлено
950 самолётов. Поставлялся на экспорт в Румынию, Сирию, Чехословакию (в настоящее
время есть и в Чехиии, и в Словакии). В боевых условиях применялся в Ливане
в начале 80-х годов. Образцы Ту-143 экспонируются на выставке на Центральном
аэродроме в Москве и в музее ВВС в Монино.
В конце 70-х годов встал вопрос и модернизации комплекса с целью повышения
его эффективности. Перед конструкторами ОКБ были поставлены задачи оснащения
разведчика новыми типами разведывательного обрудования, имеющего лучшие
характеристики и способного работать и в ночных условиях; улучшения
лётно-тактических данных; сократить состав обслуживающего персонала и
наземной техники; упростить процесс эксплуатации. 6 марта 1981 года вышло
Постановление СМ СССР №249-76 о разработке модернизированного комплекса
ВР-3Д "Рейс-Д". Тактико-технические требования были утверждены заказчиком
в феврале 1983 года.
Опытный образец нового самолёта-разведчика, получившего обозначение
"243", был построен в 1987 году. Компоновка, двигатель и самолётные системы
остались прежними, но при этом полностью обновилось разведывательное оборудование
(фотокамера ПА-402, система телевизионной разведки "Аист-М" с передачей
информации в реальном масштабе времени по радиолинии "Трасса-М"), внедрён
новый пилотажный комплекс НПК-243, увеличен запас топлива, применён более
мощный и лгкий твердотопливный ускоритель РДДТ-243ДТ (тяга 14820 кгс), для
облегчения поиска после посадки установлен радиомаяк. Количество повторных
пусков увеличилось до 10. Эффективность комплекса увеличилась в 2,5 раза.
Появилась возможность использования для решения экологических проблем и во
время устранения последствий крупных катастроф. Первый полёт прототипа состоялся
в июле 1987 года. Элементы комплекса многократно демонстрировались Московском
аэрокосмическом салоне. Серийное производство Ту-243 на Кумертавском машиностроительном
заводе началось в 1994 году. В 1999 году он принят на вооружение российской
армии.
Модификации самолёта:
-
"143" - прототип. Первый полёт 1 декабря 1970 года.
-
М-143 (ВР-3ВМ) - радиоуправляемая мишень. Разработана в 1985 году.
-
Ту-143 (ВР-3, "Рейс") - серийный беспилотный разведчик. В 1973-1989 годах
изготовлено 950 самолётов.
-
Ту-143 - агитационный. Отличался контейнером для листовок (до 19 кг).
Разрабатывался в 70-80-х годах.
-
Ту-243 (ВР-3Д, "Рейс-Д") - модернизированный. Отличается двигателем РД3-117А,
увеличенным запасом топлива, составом оборудования. Первый полёт в июле 1987
года. Серийно выпускается с 1994 года. Принят на вооружение в 1999 году.
-
Ту-243ДМ (ВР-3ВДМ, "Рейс-ДМ", М-243) - радиоуправляемая мишень на базе Ту-243.
Лётно-технические характеристики
|
Ту-143 |
Ту-243 |
Двигатель |
ТР3-117 |
ТР3-117А |
Взлётная тяга, кгс |
590 |
640 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
2,240
8,060
1,545 |
2,850
8,290
1,576 |
Площадь крыла, м2 |
2,9 |
2,9 |
Взлётная масса, кг |
1230 |
1400 |
Посадочная масса, кг |
1012 |
640 |
Скорость максимальная, км/ч |
950 |
940 |
Дальность полёта максимальная, км |
180 |
360 |
Диапазон высот, м |
100-1000 |
50-5000 |
Литература
- Василин Н.Я. Беспилотные летательные аппараты. - Мн.: "Попурри", 2003. - С. 50-59.
- Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В.В., Петров Г.Ф. Беспилотные летательные аппараты. - СПб.: "Невский бастион", 1999. - С. 42-45.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 153-154.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. - 2000. - №1. - С. 38-42.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника