Ту-141
В 60-х годах в ОКБ А.Н.Туполева
были созданы беспилотные летательные аппараты ДБР-1 (Ту-123), ДБР-2 (Ту-139).
Опыт, полученный при их разработке и эксплуатации, позволил перейти к работам
над полностью спасаемым беспилотным разведывательным комплексам тактического
и оперативно-тактического назначения следующего поколения.
В конце 60-х годов под руководством Г.М.Гофбауэра одновременн началась
разработка двух комплексов: ВР-2 "Стриж" и ВР-3 "Рейс".
Многие технические решения комплексов и компоновка обоих самолётов были
сходными. Отличия заключались только в дальности действия и размерах.
Первоначально самолёт "141" предполагалось создать как двухрежимный (он
должен был преодалевать фронтовую ПВО противника на трансзвуковой скорости,
а разведку вести на крейсерской дозвуковой скорости). Про предварительным
расчётам это привело бы к резкому усложнению конструкции и росту стартовой
массы, а следовательно к снижению надёжности и увеличению стоимости. Поэтому
было принято решение разрабатывать однорежимный аппарат с дозвуковой скоростью.
При этом отказались от варианта посадки на аэродром на лыжу, перейдя к варианту
парашютной посадки с включением тормозных устройств на последнем этапе.
Прототип самолёта "141" совершил первый полёт в декабре 1974 года. Серийное
производство Ту-141 было развёрнуто на Харьковском авиазаводе в 1979 году.
После проведения заводских и Государственных испытаний комплекс "Стриж"
принят на вооружение.
Беспилотный самолёт Ту-141 предназначен для проведения разведывательных
операций на глубину в несколько сотен километров от линии фронта. Может
вести разведку в любое время суток. Кроме разведывательного варианта разрабатывлся
ещё и самолёт-мишень.
По конструкции Ту-141 аналогичен Ту-143, но
имеет большие габариты и расширенный состав оборудования. Он построен по
аэродинамической схеме бесхвостки с трапецевидным (58° по передней кромке)
низкорасположенным крылом малого удлинения. При транспортировке часть консолей
крыла отклоняется в вертикальное положение. В передней части установлено
трапецевидное ПГО (41,3° по передней кромке), переставляемое на земле в
пределах 0-8° (в зависимости от центровки самолёта). Шасси трёхопорное
пяточного типа. Силовая установка состоит из ТРД КР-17А (первые 10 самолётов
оснащались Р-9А-300). Двигатель установлен под углом 4,5° к оси самолёта.
Для старта используются пороховой ускоритель (монтируется под хвостовой
частью фюзеляжа). Посадочный и тормозной парашюты находятся в обтекателе
в хвостовой части. Имеется также твердотопливная тормозная система. В состав
оборудования входят фотоаппараты и инфракрасная разведывательная система.
Навигационная система обеспечивает нормальную работу разведчика на большом
удалении от места старта.
Наземное обслуживание, транспортировка и старт самолёта-разведчика
осуществлялся с помощью наземных мобильных средств СПУ-141, ТЗМ-141, МТ-141,
КПК-141 и ПОД-3.
Всего в 1979-1989 годах было изготовлено 152 самолёта Ту-141. Комплекс
поступил, в основном, в части, дислоцированные на западных границах СССР.
После распада СССР большая часть их досталась Украине. Один Ту-141 экспонируется
в музее ВВС в Монино.
Модификации самолёта:
-
"141" - прототип. Первый полёт в декабре 1974 года.
-
М-141 (ВР-2ВМ) - радиоуправляемая мишень.
-
Ту-141 (ВР-2, "Стриж") - серийный беспилотный разведчик. В 1979-1989 годах
изготовлено 152 самолёта.
Лётно-технические характеристики
Двигатель |
КР-17А |
Взлётная тяга, кгс |
2000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
3,875
14,330
2,435 |
Площадь крыла, м2 |
10 |
Взлётная масса, кг |
5370 |
Скорость максимальная, км/ч |
1100 |
Дальность полёта максимальная, км |
1000 |
Диапазон высот, м |
50-6000 |
Литература
- Василин Н.Я. Беспилотные летательные аппараты. - Мн.: "Попурри", 2003. - С. 44-49.
- Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В.В., Петров Г.Ф. Беспилотные летательные аппараты. - СПб.: "Невский бастион", 1999. - С. 39-40.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 153-154.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 44-46.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника