ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Ту-128

Опытный Ту-128

Появление у потенциального противника во второй половине 50-х годов средств доставки ядерного оружия, способных поразить любую точку СССР потребовало принятия ответных мер. В 1957 году по инициативе командующего авиацией ПВО маршала авиации Е.Я.Савицкого ОКБ-156 А.Н.Туполева начало разработку перехватчика на базе фронтового бомбардировщика "98". Руководство проектом было поручено начальнику отдела технических проектов С.М.Егеру. На базе самолёта "98" был разработан ряд проектов ударных самолётов, различавшихся двигателями и вооружением: "98А", "98Б", "122". Последний стал переходным к проекту сверхзвукового барражирующего истребителя-перехватчика "128".

Первоначально разрабатывался истребитель Ту-28, вооружённый ракетами К-24. Этот проект был близок по конфигурации к "98" и "122". Однако позже стреловиднось крыла была увеличена, задня кромка его корневой части стала прямой, ракеты К-24 были заменены на К-80. В июне 1958 года работы по самолёту "128" возглавил Д.С.Марков, летом 1959 года его сменил И.Ф.Незваль.

4 июля 1958 года вышло постановление СМ СССР №608-293, назначавшее ОКБ-156 головной организацией по созданию комплекса перехвата Ту-28-80 (до этого работы выполнялять в инициативном порядке). Проект комплекса был готов июне 1959 года. В январе 1960 года макетная комиссия одобрила макет перехватчика. Первый прототип был построен к середине лета того же года. 18 марта 1961 года экипаж в составе лётчика-испытателя М.В.Козлова и штурмана К.И.Малхасяна впервые поднял самолёт в небо. 24 апреля опытный "128" превысил скорость звука.

Серийное производство (параллельно с постройкой опытного самолёта) началось в конце 1959 года на Воронежском авиазаводе №64. Постройка первой серийной машины завершилась в начале 1961 года. 13 мая лётчик-испытатель Вобликов совершил на ней первый полёт. 9 июля Ту-28 был впервые показан на воздушном параде в Тушино. 12 декабря 1963 года вышел приказ Министра обороны №00134, изменивший название комплекса на Ту-128С-4, самолёта - на Ту-128, ракет - на Р-4Р и Р-4Т (в зависимости от типа головки самонаведения). 30 апреля 1965 года комплекс принят на вооружение Авиации ПВО (приказ МО №0040). Первые серийные самолёты поступили в ЦБП и ПЛС Авиации ПВО.

Ту-128 построен по аэродинамической схеме низкоплана с тонким стреловидным крылом (56° по передней кромке). Фюзеляж типа полумонокок выполнен по правилу площадей. Шасси трёхопорное с передней стойкой. Силовая установка состояла из двух двигателей АЛ-7Ф-2 конструкции А.М.Люльки. Для эффективной работы двигателей на всех режимах работы служили подвижные центральные тела-конусы воздухозаборников. Комплекс навигационного и связного оборудования был аналогичен дальним бомбардировщикам, что обеспечивало барражирование в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Вооружение самолёта состояло из 4 ракет "воздух-воздух" К-80 (Р-4) с тепловыми (на внутренних подкрыльевых пилонах) и полуактивными радиолокационными (на внешних) головками самонаведения (разработка ОКБ М.Р.Бисновата). Наведение ракет на цель осуществлялось с помощью бортовой РЛС РП-С "Смерч". Кроме того, комплекс мог применяться в полуавтономном режиме в радиолокационном поле наземных РЛС дальнего обнаружения "Лена" или самолётов ДРЛО Ту-126 с комплексом "Лиана".

В 1962-1971 годах Воронежским авиазаводом изготовлено 198 самолётов Ту-128 всех модификаций. В ходе производства и эксплуатации проводились неоднократные попытки модернизации. Предлагались различные варианты двигателей, состава оборудования и вооружения. 28 июня 1979 года был принят на вооружение ПВО комплекс перехвата Ту-128С-4М в составе самолёта Ту-128М и ракет Р-4ТМ и Р-4РМ. Переделке подверглись все ранее выпущенные самолёты. Всего в войсках ПВО предполагалось сформировать 25 полков, вооружённых самолётами Ту-128/128М. Реально было перевооружено 6 авиаполков (первым из них в 1967 году стал 518 иап в Талагах) - по 3 в Архангелькой и Новосибирской армиях ПВО. Они несли боевое дежурство вдоль северных границ СССР. В конце 80-х годов Ту-128 стали заменяться перехватчиками МиГ-31. В настоящее время 50 самолётов находятся на консервации на базе хранения в городе Ржеве. Прототип хранится в музее ВВС в Монино.

Модификации самолёта:

  • "128" - прототип. Изготовлен в 1960 году в 1 экземпляре. От серийных самолётов отличался подфюзеляжным обтекателем КЗА и двумя аэродинамическими гребнями. Ныне экспонируется в музее ВВС в Монино.
  • "138" - глубокая модернизация Ту-128 (проект). Входил всостав комплексов Ту-138-60 и Ту-138-100.
  • "148" - глубокая модернизация Ту-128 (проект). Входил в состав комплексов Ту-148-100 и Ту-148-33.
  • Ту-128 ("изделие И", Ту-28) - серийный перехватчик. Изготовено 187 самолётов.
  • Ту-128А - модернизированный (проект). Отличплся двигателями ВД-19, РЛС РП-СА "Смерч-А" или "Гроза-100". Мог нести ракеты К-80М или К-100.
  • Ту-128Б - фронтовой бомбардировщик (проект). Мог нести бомбы и ракеты "воздух-поверхность". Разработан в 1969 году.
  • Ту-128ЛЛ - летающая лаборатория. Установлены двигатели ВД-19 и весовой макет РЛС "Смерч-А". В 1964 году переоборудован 1 самолёт.
  • Ту-128М ("изделие ИМ") - модернизированный. Разработан в 1969-1974 годах. Принят на вооружение в 1979 году. Переоборудование всех самолётов производилось на ремонтных предприятиях в первой половине 80-х годов.
  • Ту-128УТ ("изделие И-УТ") - учебно-тренировочный. Разработан Воронежским филиалом ОКБ-156 под руководством А.И.Путилова в 1966-1970 годах. Отличался наличием кабины инструктора на месте РЛС. Изготовлено 10 самолётов. Ещё 5 переоборудовано из Ту-128.

Лётно-технические характеристики:

Ту-128 Ту-128М
Двигатели АЛ-7Ф-2 АЛ-7Ф-2
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2х6900
2х10100
2х6900
2х10100
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

17,53
30,06
7,15
17,53
30,06
7,07
Площадь крыла, м2 96,94 96,94
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная

25,96
43
26,22
43,26
Запас топлива, т 15,5 15,5
Скорость максимальная, км/ч:

с ракетами
без ракет

1665
1910
1665
1910
Дальность полёта максимальная, км 2565 2460
Практический потолок, м 15600 15600
Рубеж перехвата, км 1170 1130
Дальность обнаружения, км 50 50
Дальность захвата цели, км 30-40 30-40
Время барражирования, ч. 2,75 2,6
Экипаж, чел. 2 2
Вооружение 2хР-4Т,
2хР-4Р
2хР-4ТМ,
2хР-4РМ

Литература

  1. Гордон Е.И., Ригмант В.Г. "Скрипач", защищавший небо... // Авиация и Время. - 1997. - №2. - С. 4-20.
  2. Гордон Е.И., Ригмант В.Г. "Скрипач" сыграл свою партию // Крылья Родины. - 1992. - №5. - С. 33-34.
  3. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 159-162.
  4. Ригмант В.Г. Дальние сверхзвуковые барражирующие истребители-перехватчики Туполева // Авиация и космонавтика. - 2001. - №9. - С. 20-26.
  5. Ригмант В.Г. Дальний перехватчик Ту-128 // Авиаколлеция. - 2007. - №1.
  6. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1999. - №10. - С. 40-42.



Вас заинтересует! диагностика острого тромбофлебита в Мск . подробнее на нашем сайте.





Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100