Татра-815TPL
Разработка аэродромного тягача Татра-815TPL началась
в ОКБ фирмы "Татра" в Бановице в январе 1987 года по заказу авиакомпании
CSA. К тягачу были предъёвлены требования: собственная масса 28 т,
высота менее 2 м, масса буксируемого самолёта 230 т. В конструкции
использованы узлы и агрегаты грузовика Татра-815. Применена кабина
от кранового шасси, смещённая вперёд и вниз. Для улучшения обзора
назад увеличен размер задних окон и добавлено третье окно. Для улучшения
тяговых качеств применён полный привод и балласт, составляющий 60%
массы.
В конце 1987 года был изготовлен первый прототип, весной 1988
- второй. Их испытания прошли на Рузиньском аэродроме в Праге весной-летом
1988 года. В ходе испытаний тягачу приходилось буксировать по аэродрому
Ан-124, гружённый 5 самосвалами. Мелкосерийное
производство организовано на заводе в Копршивнице. В 1988 году на
Международной машиностроительной ярмарке в Брно тягач награждён
Золотой медалью.
Татра-815TPL предназначен для буксировки самолётов массой до 400 т
(в летний период) на аэродромах с твёрдым покрытием. Сравнительно малые
габаритные размеры и небольшой радиус поворота обеспечивают тягачу
хорошую маневренность и свободное передвижение на аэродроме вблизи
воздушного судна.
Татра-815TPL имеет рамную конструкцию. Рама состоит из хребтовой
трубы и сквозной рамы из швелеров. Привод постоянный на все колёса.
Передние две оси управляемые. Четырёхместная кабина установлена низко
перед передним мостом на вспомогательной раме. Доступ в кабину
осуществляется через две боковые двери. Крайние сиденья подрессоренные.
Между ними жёстко установлен двухместный диван. По обе стороны кабины
утановлены зеркала заднего вида. Вместо кузова установлен балласт
в виде стальных пластин. Часть пластин выполнена съёмной. Силовая
установка состоит из 12-цилиндрового V-образного дизеля воздушного
охлаждения Т3-930-11. Коробка передач 10-ступенчатая, синхронизированная,
с автоматическим делением передач пополам. Сцепление однодисковое
сухое с мембранной пружиной, гидравлическим управлением и пневматическим
усилителем. В состав трансмиссии входят дополнительная двухступенчатая
коробка передач и колёсные редукторы. Межколёсные дифференциалы и
межосевой дифференциал оснащены пневматическими механизмами блокировки.
Подвеска всех колёс на продольных листовых рессорах. Основной тормоз
пневматический двухконтурный. Аварийный тормоз вместе со стояночным
образован пружинными цилиндрами задней оси. Тормоз-замедлитель моторный
с электрически управляемой заслонкой. Рулевой механизм червячный с
гидроусилителем. Буксирный прибор состоит из простой сцепки впереди
и двойной сцепки сзади на двух высотах.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
7900
2500
1950 |
База, мм |
1650+2970 |
Колея, мм |
- |
Дорожный просвет, мм |
- |
Радиус поворота, м |
- |
Полная масса, кг |
28000 |
Максимальная масса буксируемого самолёта, т |
400 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
мощность, л.с. |
Т3-930-11
12
19000
320 |
Число передач |
10 |
Колёсная формула |
6x6 |
Размер шин |
18,00R-22,5" |
Запас топлива, л |
230 |
Скорость, км/ч:
максимальная
минимальная |
73
2 |
Контрольный расход топлива при скорости 30 км/ч, л/100 км |
45 |
Литература
- Tatra-815TPL // Чехословацкое мотор ревю. - 1988. - №9. - С. 9.
- Тягач самолётов Татра-815ТПЛ // Чехословацкое мотор ревю. - 1989. - №6. - С. 8-9.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника