ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Су-35

Су-35

В конце 70-х годов в США началась разработка модернизированного многофункционального истребителя F-15E. Перед конструкторами ОКБ им. П.О.Сухого была поставлена задача создать новую модификацию Су-27, превосдящуюю по своим боевым характеристикам американский аналог.

Предварительные иссследования возможных направлений дальнейшего совершенствования Су-27 были начаты в 1977 году, когда ещё только начались его лётные испытания. Было решено расширить его боевой потенциал за счёт придания возможности ударное вооружение (бомбы, НАР, ракеты "воздух-поверхность"), что в свою очередь требовало совершенствования БРЭО с целью придания ему возможности обнаружения и распознавания наземных целей. Разработка новой БРЛС была поручена НИИ приборостроения. Кроме того, самолёт предполагалось оснастить оборонительным комплексом БРЭО и усовершенствованным навигационным оборудованием, а информационно-управляющее поле кабины выполнить с использованием многофункциональных монохромных дисплеев на ЭЛТ.

29 декабря 1983 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке Су-27М (внутреннее обозначение ОКБ - Т-10М). Работы возглавил главный конструктор Н.Ф.Никитин. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов. Параллельно с совершенствование БРЭО конструкторами было решено реализовать ряд перспективных наработок, сделанных в ОКБ совместно отраслевыми НИИ. В их числе: ПГО (испытания проводились на прототипе Т-10-24), усовершенствованная ЭДСУ, система дозаправки топливом в воздухе, модернизированые двигатели, подкрыльевые узлы подвески ПТБ. Из-за возросшей массы применены усиленные стойки шасси. Эскизный проект был готов к 1985 году. В 1987 году на опытном производстве началось изготовление первого прототипа Т-10М-1 (переоборудован из серийного Су-27). 28 июня 1988 года он впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель О.Г.Цой). 18 января 1989 года к испытаниям присоединился второй лётный прототип Т-10М-2. В том же году началась подготовка к серийному производству на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Предполагалось в начале 90-х годов начать поставки новых истребителей в строевые части ВВС, но из-за начавшегося экономического кризиса и развала страны реализация этих планов сильно затянулась.

К середине 90-х годов за рубежом появился ряд истребителей поколения 4+, по ряду параметров превосходящих Су-27М. Возникла необходимость дальнейшей модернизации. Было решено оснастить Су-27М более мощной БРЛС, позволяющей увеличить количество одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей и имеющей большую дальность действия. В оборудовании кабины монохромные дисплеи на ЭЛТ заменены цветными жидкокристаллическими, применена система управления бортовым комплексом без снятия рук с ручек управления самолётом "Лидер". Новое оборудование отрабатывалось на самолётах Т-10М-11 и Т-10М-12. В феврале 1992 года Су-27М был впервые продемонстрирован главан стран СНГ журналистам в Мачулищах (Белоруссия). В сентябре 1992 года самолёт получил обозначение Су-35. Осенью того же года он демонстрировался на авиасалоне в Фарнборо.

Конструкция Су-35 аналогична самолёту Су-27. Отличия заключаются в установке цельноповоротного ПГО, новых консолей крыла, съёмного (на Су-27 - откидной) радиопрозрачного носового обтекателя увеличенного диаметра, хвостовой балки увеличенной длины, убирающегося топливоприёмника системы дозаправки. Визир оптико-локационной станции смещён вправо (как на Су-33). В конструкции фюзеляжа применены новые алюминиево-литеевые сплавы и увеличена доля композиционных материалов. Для обслуживания БРЭО на фюзеляже появились дополнитильные лючки. Шасси усилено, носовая стойка - двухколёсная. В килях увеличенной площади (на 3,1 м2) размещены дополнительные топливные баки по 300 л в каждом. Предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 2000 л. Площадь тормозного щитка увеличена на 3 м2. Кабина пилота оборудована 3 цветными многофункциональными ЖК-дисплеями и широкоугольным индикатором на лобовом стекле. Катапультное кресло К-36ДМ имеет спинку, наклонённую на 30° для облегчения переносимости больших перегрузок. В состав бортового оборудования входит РЛС с фазированной антенной решёткой, РЛС заднего обзора (установлена в хвостовой балке), оптико-локационная станция ОЛС-27К, нашлемная система целеуказания "Щель-3УМ", станция радиотехнической разведки, теплопеленгатор, автомат постановки активных помех "Сорбция". Предусмотрено применение подвесного контейнера с системой РЭБ взаимно-групповой защиты. Под крылом установлены 2 дополнительных узла подвески вооружения. В состав вооружения включены ракеты Р-77, Х-29Т, Х-31А, Х-31П, корректируемые бомбы КАБ-500Кр, свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг, блоки НАР.

К настоящему времени в общей сложности изготовлено 16 самолётов Су-35 (9 находятся в строю). Т-10М-1 в настоящее время является экспонатом музея ВВС в Монино.

Модификации самолёта:

  • Т-10М-1 - первый прототип. Отличался передней стойкой шасси от Су-27. Первый полёт 28 июня 1988 года.
  • Т-10М-2 - второй прототип. Первый полёт 18 января 1989 года.
  • Т-10М-3 - первый предсерийный. Изготовлен в Комсомольске-на-Амуре. Первый полёт 1 апреля 1992 года.
  • Т-10М-6 - прототип для испытания ЭДСУ.
  • Т-10М-8 - эталон для серии.
  • Су-35 (Т-10М, Су-27М) - серийный. Выпускается в Комсомольске-на-Амуре.
  • Су-35УБ (Т-10УБМ) - учебно-боевой. Отличается двухместной кабиной с двойным управлением. Изготовлен в августе 2000 года (переоборудован из Су-30МКК).
  • Су-37 - опытный с двигателями с изменяемым вектором тяги. В 1996 году переоборудован из Т-10М-11. Первый полёт 2 апреля 1996 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АЛ-31Ф
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2х7600
2х12500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

14,698
22,183
6,433
Площадь крыла, м2 62,04
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

18400
25700
34000
Запас топлива, кг 10250
Максимальная боевая нагрузка, кг 8000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
посадочная

1400
2500
240
Максимальное число М 2,35
Практический потолок, м 18000
Дальность полёта, км:

на большой высоте
на малой высоте
перегоночная с 1 дозаправкой

3400
1400
6500
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Длина разбега, м

пробега, м

750
600
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 167-173.
  2. Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 87-105.
  3. Калабанов В., Мороз С., Приходченко И. Догнать и перегнать. // Авиация и Время. - 2003. - №3. - С. 5-20, 31-35.
  4. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 33-34.
  5. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 149-155.
  6. Многофункциональный истребитель Су-35. // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 25-26.
  7. Многоцелевые истребители Су-35 и Су-37. // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 13-15.
  8. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 53-56.
  9. Су - триплан. // Крылья Родины. - 1994. - №3. - С. 1.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100