ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Су-34

Су-34

Разработка ударных самолётов на базе истребителя Су-27 началась в ОКБ им. П.О.Сухого в начале 80-х годов под руководством генерального конструктора М.П.Симонова. Главным конструктором был назначен Р.Г.Мартиросов. Одновременно прорабатывались бомбардировщик Су-27Б (Т-10Б) и двухместный штурмовик Су-27Ш (Т-10Ш). 21 января 1983 года вышел приказ МАП о разработке истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ (Т-10В). Первоначально в основу проекта была положена конструкция двухместного учебного самолёта Су-27УБ, даже были сохранены его истребительные возможности. Взлётная масса выросла до 40 т. Самолёт получил 12 точек подвески, на которых мог нести практически все типы вооружения. Для увеличения дальности предусматривалась возможность подвески до 3 ПТБ ёмкостью по 3000 л. Существенные изменения претерпел комплекс бортового оборудования. Аванпроект был завершён до конца 1983 года.

В дальнейшем было принято решение о размещении членов экипажа рядом друг с другом. Такая компоновка позволяла повысить боевую эффективность самолёта, избавиться от дублирования некоторых приборов, улучшить эргономику кабины. Но при этом пришлось полностью изменить обводы фюзеляжа и его конструктивно-компоновочные схемы. Для улучшения аэродинамических характеристик установлено ПГО. Увеличение массы (до 45 т) потребовало усиления стоек шасси.

19 июня 1986 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании самолёта. В соответствии с ним в 1987 году был подготовлен эскизный проект. В 1989 году было завершено рабочее проектирование и началось изготовление прототипа. Первый опытный Т-10В-1 впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 года (лётчик-испытатель А.А.Иванов) с аэродрома ЛИИ в Жуковском. 18 декабря 1993 года поднялся в воздух Су-27ИБ, построенный на Новосибирском авиационном заводе им. В.П.Чкалова. Впервые продемонстрирован журналистам и представителям оборонных ведомств стран СНГ 13 февраля 1992 года в Мачулищах. Затем он участвовал в показательных полётах на "Мосаэрошоу-92" в Жуковском. В 1995 году первый предсерийный Т-10В-5 экспонировался на Парижском авиасалоне (под обозначением Су-32FN).

Первоначально планировалось к 2000 году заменить в войсках все бомбардировщики Су-24М, но из-за недостатка финансирования Государственные испытания затянулись. Первый этап испытаний был завершён только в июне 2003 года, после чего было принято решение о запуске в серию. Серийное производство организовано в Новосибирске. Первые серийные Су-34 отправлены в войска в декабре 2006 года.

Су-34 выполнен по аэродинамической схеме интегрального продольного триплана. По сравнению с Су-27 изменён передний наплыв крыла, установлено ПГО, отсутствуют регулируемые воздухозаборники и подфюзеляжные кили. Горизонтальное оперение и мотогондолы сохранены практически без изменений. Консоли крыла выполнены по типу Су-35. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Основные стойки шасси имеют по два колеса, установленных тандемно. Носовая стойка также двухколёсная. Силовая установка состоит из 2 ТРДДФ АЛ-31Ф. Имеется система дозаправки топливом в полёте. Предусмотрена подвеска 3 ПТБ по 3000 л. На борту Су-34 установлена бортовая цифровая ЭВМ и электронное оборудование с многократным дублированием. Кабина экипажа, представляющая собой бронированную капсулу, оборудована многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами, катапультными креслами К-36МД (снабжены вибромассажёрами), кондиционером, кухней и биотуалетом. Вход в кабину осуществляется через нишу носовой стойки шасси. В удлинённом хвостовом обтекателе установлен магнитометр для поиска подводных лодок. В носовой части за радиопрозрачным обтекателем установлена бортовая РЛС с ФАР Б004 (разработчик НПО "Ленинец").

Су-34 предназначен для поражения точечных сильнозащищённых целей в любых погодных условиях. Пилотажно-навигационный комплекс с развитой архитектурой вычислительных устроств с мультиплексным каналом обмена информацией, с инерциальной системой навигации со спутниковой коррекцией позволяет вывести самолёт в заданный район с точностью до нескольких метров. В состав оборудования входит оптико-электронная обзорно-прицельная система с телевизионным и лазерным каналами для обнаружения и распознавания наземных целей и наведения на них оружия, тепловизор, РЛС заднего обзора, комплекс РЭП. Вооружение состоит из встроенной 30-мм пушки ГШ-301 (боекомплект 180 патронов), управляемых ракет "воздух-поверхность" Х-29Т, Х-29Л (до 6), Х-31А, Х-31П (до 6), Х-35 (до 6), Х-59М (до 3), управляемых ракет "воздух-воздух" Р-27 (до 6), Р-73 (до 6), Р-77 (до 8), блоков с неуправляемыми ракетами С-8 (до 120 ракет в 6 блоках), С-13 (до 30 в 6 блоках), С-25 (до 6), свободнопадающих и корректируемых авиабомб (до 3 по 1500 кг, до 16 по 500 кг, до 36 по 250 кг, до 48 по 100 кг), контейнеров КМГУ-2 (до 8). В морском варианте могут подвешиваться 4 торпеды и подфюзеляжный контейнер с 72 радиогидроакустическими буями.

В 1999 году на одном из прототипов, зарегистрированных в FAI как Су-32МФ №66.003, установлено 5 мировых рекордов.

Модификации самолёта:

  • Т-10В-0 - прототип для статических испытаний.
  • Т-10В-1 (Су-27ИБ) - первый лётный прототип. Переоборудован из Су-27УБ. Первый полёт 13 апреля 1990 года.
  • Т-10В-2 - второй прототип. Изготовлен осенью 1993 года в Новосибирске по штатным чертежам. Первый полёт 18 декабря 1993 года. 3 марта 1994 года лётчиками Е.Г.Ревуновым и И.Соловьёвым был выполнен беспосадочный перелёт Новосибирск - Москва.
  • Т-10В-3 - прототип для ресурсных испытаний.
  • Т-10В-4 - второй предсерийный. Отличается штатным радиоэлектронным комплексом. Изготовлен в 1996 году. Первый полёт 25 декабря 1996 года. Летом 1997 года демонстрировался в Ле-Бурже и на МАКС-97, в июле 2000 года - в Фарнборо.
  • Т-10В-5 - первый предсерийный. Изготовлен в конце 1994 года. Первый полёт 28 декабря 1994 года. Летом 1995 года демонстрировался в Ле-Бурже и на МАКС-95.
  • Т-10В-6 - третий предсерийный. Изготовлен весной 1997 года. Первый полёт 27 декабря 1997 года.
  • Т-10В-7 - четвёртый предсерийный. Первый полёт 22 декабря 2000 года.
  • Т-10В-8 - доработанный по результатам Госиспытаний. Первый полёт 20 декабря 2003 года.
  • Су-27ПП - постановщик помех (проект). Разработан в конце 80-х годов.
  • Су-27Р - разведчик (проект). Разработан в конце 80-х годов.
  • Су-32 - экспортный. Отличается составом оборудования и вооружения. Разработан в 1995-1997 годах.
  • Су-34 ("изделие 66") - серийный фронтовой бомбардировщик. Выпускается с 2005 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АЛ-31Ф
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2х7600
2х12500
Габариты, м:

размах крыла
длина с ПВД
высота

14,70
23,34
6,09
Площадь крыла, м2 62,04
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

17700
38200
45100
Запас топлива, кг 11800
Боевая нагрузка, кг:

нормальная
максимальная

4000
8000
Скорость максимальная, км/ч:

у земли
на высоте

1400
1900
Максимальное число М 1,8
Практический потолок, м 15000
Тактический радиус действия, км 1100
Дальность полёта, км:

практическая
перегоночная с 1 дозаправкой

4000
7000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7
Длина разбега, м

пробега, м
пробега с тормозным парашютом, м

1260
1100
950
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 160-166.
  2. Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 60-77.
  3. Ильин В.Е., Гордон Е.И. Бомбардировщик Су-34 - аналогов нет // Авиация и космонавтика. - 1994. - №1.
  4. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 53-60.
  5. Истребитель-бомбардировщик Су-32 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 10-11.
  6. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 32-33.
  7. Левин М.А. Великолепная семёрка // Крылья Родины. - 1993. - №3. - С. 23-24.
  8. Мартиросов Р.Г. Суперсамолёт Су-32 - прорыв в XXI век // Крылья Родины. - 1999. - №7. - С. 10-11.
  9. Михеев А., Фомин А. Су-34. - М.: POLYGON, "Любимая книга", 1995.
  10. Никифоров А. Су с "усами" // Аэроплан. - 1993. - №3.
  11. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 199-201.
  12. Семёнов Е. "Тридцать четвёрка" атакует с неба // Ас. - 1993. - №2-3.
  13. Фомин А. "Тридцать четвёрка" атакует с воздуха // Авиация и Время. - 2005. - №3. - С. 36-44.
  14. Фронтовой бомбардировщик Су-32 // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 6-11.
  15. Фронтовой бомбардировщик Су-34 // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 28-30.
  16. Яковлев В. Су-34. Семейство "сухих" пополнилось новым фронтовым бомбардировщиком // Крылья Родины. - 1994. - №6.
  17. Якубович Н.В. Ударный самолёт XXI века // Крылья Родины. - 1995. - №9. - С. 4-5.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100