ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Су-25УБ

Су-25УБ

19 марта 1969 года по предложению МО СССР МАП объявило конкурс проектов лёгкого самолёта-штурмовика, в котором приняли участие ОКБ А.И.Микояна, С.В.Ильюшина, П.О.Сухого и А.С.Яковлева. ОКБ П.О.Сухого вместе с аванпроектом Т-8 представило на конкурс и его учебный двухместный вариант Т-8УБ. В 1977 году началось эскизное проектирование Т-8УБ. В 1981 году ОКБ приступило к постройке прототипа с использованием планёра серийного Су-25, но по ряду причин изготовление затянулось, а в 1983 году вовсе прекратилось, так как в МАП приоритетной задачей считали создание модернизированного штурмовика Су-25Т, для прототипа которого и был использован недостроеннный планёр.

В 1981 году в Улан-Удэ завершилось производство самолёта МиГ-27 и было решено развенуть серийное производство Су-25УБ там. Вместе с запуском серийного производства решили совместить и постройку опытных экземпляров "спарки". В 1982 году на завод была передана вся техническая документация. В 1984 году были изготовлены первый 5 фюзеляжей, 2 из которых были использованы для постройки первых прототипов (3 других передали в ОКБ для доработки в прототипы Т-8М). Первый прототип Т8-УБ1 был готов к июлю 1985 года. 10 августа 1985 года лётчик-испытатель А.А.Иванов впервые поднял его в небо с заводского аэродрома в Улан-Удэ. После второго полёта он был передан в ЛИИ для проведения заводских испытаний, которые продолжались до 13 декабря. В конце декабря был облётан второй прототип - Т8-УБ2. В начале 1986 года оба прототипа были предъявлены на Государственные испытания, продолжавшиеся в течение всего года. Так как все системы уже были испытаны на Су-25 и отработаны в серийном производстве, испытания прошли без серьёзных трудностей.

Запуск в полномасштабное производство был осуществлён на Улан-Удинском авиазаводе в 1986 году. В 1987 году первые Су-25УБ начали поступать в строевые части ВВС (пока их не было подготовка лётчиков велась на L-39).

Су-25УБ построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана. Конструкция цельнометаллическая (алюминиевые, магниевые, титановые сплавы и сталь). Фюзеляж типа полумонокок элипсовидного сечения. Крыло трапецевидное в плане, с углом стреловидности по передней кромке 19°54', с постоянной относительной толщиной профиля по размаху крыла. Механизация крыла состоит из выдвижных предкрылков и двухщелевых трёхсекционных закрылков. Шасси трёхопороное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Носовая стойка поворотная с управлением из кабины. Для сокращения пробега при посадке применён тормозной парашют и расщепляющиеся тормозные щитки на законцовках крыла. Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-95Ш, размещённых в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Воздухозаборники нерегуируемые с косым входом, оборудованы дозвуковыми клиньями слива пограничного слоя. Топливная система имеет две независимые группы баков с индивидуальным расходным баком в каждой, обслуживающей свой двигатель. По сравнению с Су-25 запас топлива во внутренних баках уменьшен. Для увеличения дальности полёта под крылом могут подвешиваться до 4 ПТБ по 800 л каждый. Кабина экипажа негерметичная, пылезазищённая, с избыточным давлением 0,03-0,05 ати, выполнена из сплава АБВТ-20, оборудована катапультными креслами К-36Л и двойным управлением. Рабочее место второго члена экипажа (инструктора) установлено на 400 мм выше первого. В кабине инструктора установлены элементы индикации, управления и сигнализации, с помощью которых может осуществляться контроль за действиями обучаемого и при необходимости переключение управления из первой кабины во вторую. В состав БРЭО включено СПУ. Состав вооружения аналогичен Су-25.

Навигационно-пилотажное, прицельное оборудование и система управления оружием Су-25УБ обеспечивают возможность его применения в учебных и боевых целях. Его основные лётно-технические характеристики практически не отличаются от характеристик одноместного штурмовика. В процессе учебных полётов самолёт позволяет решать задачи обучения пилотированию днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, полётам по приборам, атаки наземной цели со стрельбой из фотокинопулемётов или бортового оружия, выполнять бомбометание, обучение действиям в особых случаях полёта с отказом различных систем.

Всего изготовлено 300 самолётов Су-25УБ. Поставлялся на экспорт в те же страны, что и Су-25: Анголу (2 самолёта), Болгарию (6), Ирак (12), КНДР (4), Чехословакию (6). После распада Чехословакии в 1992 году 4 самолёта достались Чехии, а 2 - Словакии.

Модификации самолёта:

  • Т8-УБ1, Т8-Уб2 - прототипы. Изготовлены в Улан-Удэ в 1985 году.
  • Су-25УБ (Т8-УБ) - серийный учебно-боевой. Выпускается с 1984 года на Улан-Удинском авиазаводе.
  • Су-25УБК - экспортный (коммерческий). Отличается составом оборудования. В 1986-1989 годах изготовлено 30 самолётов.
  • Су-25УБМ - модернизированный. Состав оборудования аналогичен Су-25СМ.
  • Су-25УТ (Т8-УТ, Су-28) - учебно-тренировочный. Изготовлен в 1987 году в одном экземпляре (переоборудован из Т8-УБ1).
  • Су-25УТГ (Т8-УТГ) - палубный учебно-тренировочный. Отличается наличием посадочного гака. На самолётах более позднего выпуска крылья складные. Выпускается в Улан-Уде.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Р-95Ш
Взлётная тяга, кгс. 2x4100
Габариты, м:

размах крыла
длина c ПВД
высота

14,36
15,36
5,2
Площадь крыла, м2 30,1
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

10030
15300
17600
Запас топлива, кг 2750
Боевая нагрузка, кг:

нормальная
максимальная

1400
4400
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская
посадочная

970
750
210
Максимальная скороподъёмность, м/с 60
Дальность полёта максимальная, км:

без ПТБ
с ПТБ

450
950
Практический потолок, м 7000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5
Длина разбега, м

пробега, м

500
600
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Бедретдинов И.А. Атакуют "грачи". // Моделист-конструктор. - 1999. - №11. - С. 35-40.
  2. Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. - М.: ИЧП "Кучково поле", ТОО "Р-Мажор", B&Co Publishing Group, 1994.
  3. Бурдин С. Штурмовик Су-25. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2001.
  4. Голобков В.Ю. "Грачи" на Берегу Скелетов. // Авиация и Время. - 1997. - №2. - С. 25-27.
  5. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 98-111.
  6. Самолёты Су. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1993. - С. 75-82.
  7. Штурмовик Су-25. // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 44-49.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100