ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Су-25

Су-25

Опыт войны во Вьетнаме показал, что для непосредственной поддержки войск на поле боя требуется специализированный самолёт-штурмовик, т.к. многоцелевые самолёты менее эффективны и несут большие потери. Проведённые в СССР на территории Белоруссии крупномасштабные учения "Днепр" в 1967 году показали, что многоцелевые сверхзвуковые самолёты Су-7Б и МиГ-21 плохо справляются с задачей поддерки сухопутных войск.

В январе 1968 года ОКБ П.О.Сухого в инициативном порядке приступило к разработке лёгкого штурмовика ЛСШ (позже ЛВСШ). Работы возглавил ведущий конструктор О.С.Самойлович (в 1981 году его сменил В.П.Бабак). В июне 1968 года проект был включён в план ОКБ и получил индекс Т-8. 19 марта 1969 года по предложению МО СССР МАП объявило конкурс проектов штурмовика, в котором приняли участие ОКБ А.И.Микояна, С.В.Ильюшина, П.О.Сухого и А.С.Яковлева. Используя имеющийся задел ОКБ Сухого к указанному сроку представило не только эскизный проект, но и полноразмерный макет самолёта.

В процессе проектирования рассматривались различные варианты компоновки, определялись наиболее рациональные лётно-технические характеристики. Для силовой установк рассматривались различные двигатели: АИ-25Т, АЛ-29, ТР7-117, Р-53Б-300. Выбор пал на Р9-300 (бесфорсажный вариант РД-9Б, устанавливавшегося на МиГ-19) с последующей заменой на более современый (для облегчения замены двигатели расположили в отдельных мотогондолах по бокам фюзеляжа).

В июне 1969 года по итогам конкурса были отобраны аванпроекты Т-8 и МиГ-21ЛШ, конкурс для которых продлевался до стадии постройки лётных прототипов. Начался этап эскизного проектирования, включавший комплекс экспериментальных работ, продувки в аэродинамической трубе, изготовление рабочих чертежей и конструкторской документации. В августе 1971 года заказчик потребовал увеличить скорость и боевую нагрузку. Из-за необходимости согласования новых ТТХ работы были прерваны и возобновились только в январе 1972 года. Несмотря на то, что аэродинамическая схема самолёта была сохранена, его обводы изменились полностью, переработана компоновка оборудования и систем, увеличен запас топлива. В результате выросли габариты и масса самолёта. Был изготовлен новый полноразмерный макет самолёта, а в конце 1972 года началось изготовление первых двух прототипов.

Летом 1974 начались статические испытания планёра Т8-0. К концу ноября того же года был закончен первый лётный прототип Т8-1. Впервые он поднялся в воздух 22 февраля 1975 года (лётчик-испытатель В.С.Ильюшин). Начались совместные испытания. В декабре к испытаниям присоединился прототип Т8-2. В 1976 году оба прототипа доработали и оснастили двигателями Р-95Ш (бесфорсажный вариант Р-13Ф-300). 29 июня 1977 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №519-177 о полномасштабной разработке самолёта и организации его производства на Тбилисском авиазаводе им. Г.Димитрова. Предполагалось также лицензионное производство в Польше, но из-за изменения политической обстановки в этой стране эти планы сорвались. Серийное производство в Тбилиси началось в 1980 году (для оперативного решения производственных вопросов на заводе был организован филиал ОКБ). Первые серийные Су-25 также привлекались к проведению испытаний.

В марте 1980 года 2 прототипа (Т8-1Д и Т8-3) по личному указанию Министра обороны СССР Д.Ф.Устинова проходили испытания в боевых условиях в Афганистане (операция "Ромб"). С аэродрома Шинданд было выполнено 100 полётов, в том числе 44 боевых. Государственные испытаия самолёта были завершены 30 декабря того же года. В 1988 году Су-25 официально принят на вооружение Советской Армии.

Су-25 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана. Конструкция цельнометаллическая (алюминиевые, магниевые, титановые сплавы и сталь). Фюзеляж типа полумонокок элипсовидного сечения. Крыло трапецевидное в плане, с углом стреловидности по передней кромке 19°54', с постоянной относительной толщиной профиля по размаху крыла. Механизация крыла состоит из выдвижных предкрылков по всему размаху крыла и двухщелевых трёхсекционных закрылков. Шасси трёхопороное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Носовая стойка поворотная с управлением из кабины. Для сокращения пробега при посадке применён тормозной парашют и расщепляющиеся тормозные щитки на законцовках крыла. Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-95Ш, размещённых в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Воздухозаборники нерегуируемые с косым входом, оборудованы дозвуковыми клиньями слива пограничного слоя. Топливная система имеет две независимые группы баков с индивидуальным расходным баком в каждой, обслуживающей свой двигатель. Топливные баке частично протектированы и заполнены пенополиуретаном. Для увеличения дальности полёта под крылом могут подвешиваться до 4 ПТБ по 800 л каждый. Кабина лётчика негерметичная, пылезазищённая, с избыточным давлением 0,03-0,05 ати, выполнена из сплава АБВТ-20 (сварена из плит толщиной от 10 до 24 мм), оборудована катапультным креслом К-36Л. Для доступа в кабину подвижная часть фонаря откидывается вправо. Лобовая часть остекления фонаря представляет собой бронестекло толщиной 65 мм. Для обзора задней полусферы установлен перескоп и 2 подвижных зеркала.

Вооружение самолёта включает в себя встроенную 30-мм пушку ГШ-2-30 (расположена под кабиной лётчика в пушечной установке ВПУ-17А), подвесные пушечные установки СППУ-22 с пушкой ГШ-23Л, блоки с неуправляемыми ракетами С-5, С-8, С-13, С-24, С-25, управляемые ракеты Х-25, Х-29, Р-60, свободнопадающие и корректируемые бомбы калибром до 500 кг, контейнеры КМГУ-2, кассеты РБК-250, РБК-500. Для подвески вооружения "воздух-земля" служат 8 держателей БДЗ-25 (по 4 под каждой консолью крыла), для подвески ракет "воздух-воздух" - 2 держателя АПУ-60. Вместо БДЗ-25 могут устанавливаться многозамковые держатели МБД-2-67У.

Первые серийные Су-25 в июне 1981 года поступили на вооружение специально сформированного 80 ошап в Ситал-Чае (Азербайджан). Чуть позже в Арцизе (Украина) был сформирован 90 ошап. По мере выпуска самолётов были сформированы ещё несколько полков, дислоцировавшихся в РСФСР и других республиках СССР. 2 полка было создано в составе 16 ВА (ГСВГ).

Самолёты Су-25 принимали участие в различных учениях как на территории СССР, так и стан Варшавского договора. Он участвовал в боевых действиях в Афганистане (сначала в составе 200 ошаэ, с 1984 года - 378 ошап), в ирано-иракской войне, в различных локальных конфликтах (в Карабахе, Абхазии, Таджикистане), в обоих чеченских войнах. Эксплуатация Су-25 показала высокую его надёжность и боевую живучесть. По опыту боевых действий в конструкцию самолёта и состав оборудования постоянно вносились изменения (за годы войны в Афганистане Су-25 модернизировался четырежды).

Из-за распада СССР и вооружённого конфликта на территории Грузии в 1991 году проиводство в Тбилиси было прекращено. В настоящее время производство Су-25 продолжается в Улан-Удэ. Всего изготовлено более 1000 самолётов различных модификаций. В настоящее время Су-25 есть в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Туркмении, Узбекистане и на Украине. Поставлялся на экспорт в Анголу (12 самолётов), Болгарию (36), Ирак (72), КНДР (40), Чехословакию (36). В 1991 году 7 Су-25 перелетели в Иран, где находятся и поныне. После распада Чехословакии парк Су-25 поделен между Чехией и Словакией в соотношении 2:1.

В начале 90-х годов на Су-25 выступала пилотажная группа "Небесные гусары" в Кубинке. Один из первых серийных Су-25 (Т8-11) в настоящее время является экспонатом музея ВВС в Монино.

Модификации самолёта:

  • Т8-1 - первый прототип. Отличался отсутствием брони, двигателями Р9-300, пушкой ГШ-23, катапультным креслом К-36. Первый полёт 22 февраля 1975 года.
  • Т8-1Д - доработанный, прототип для серии. Отличался двигателем Р-95Ш, цельнобронированнной сварной кабиной, пушкой ГШ-2-30, доработанным крылом и оперением. В конце 1976 года переоборудован из Т8-1. Первый полёт 7 декабря 1976 года.
  • Т8-2 - второй прототип. Отличался доработанным крылом, тормозными щитками на мотогондолах, конструкцией фонаря кабины, встроенной стремянкой на борту кабины, катапультным креслом К-36Л. Первый полёт 26 декабря 1975 года.
  • Т8-2Д - доработанный. Переоборудован в 1977 году из Т8-2.
  • Т8-3, Т8-4 - предсерийные. Изготовлены в Тбилиси в 1979 году. Первый полёт 18 июня 1979 года.
  • Т8-14 - прототип для испытания двигателя Р-195.
  • Су-25 - серийный штурмовик. Первый полёт 18 июня 1979 года.
  • Су-25Б (Т8Б) - модернизированный (проект). Отличался двигателями Р-195, составом оборудования, усиленным бронированием, увеличенной боевой нагрузкой.
  • Су-25БМ - буксировщик мишений. В 1989 году изготовлено 50 самолётов.
  • Су-25К - корабельный штурмовик с катапультным взлётом (проект). Отличался всепогодным прицельным оборудованием, усиленным шасси, складывающимися консолями крыла. Разрабатывался в 1972-1976 годах.
  • Су-25К - экспортный (коммерческий). Отличается составом бортового оборудования. В 1984-1989 годах изготовлено 186 самолётов.
  • Су-25К "Скорпион" - грузино-израильский вариант Су-25К. Отличается составом БРЭО. Первый полёт 18 апреля 2001 года.
  • Су-25Р - разведчик (проект). Отличался подвесными контейнерами с разведывательным оборудованием. Разрабатывался в 1978 году.
  • Су-25СМ - модернизированный. Отличается прицельно-навигационный комплексом "Барс", станцией радиотехнической разведки "Пастель", системой управления оружием СУО-39, расширенной номенклатурой вооружения. Разработан в 2001 году. Модернизация проводится на авиаремонтном заводе №121 в Кубинке.
  • Су-25Т (Т8-М) - противотанковый. Дальнейшее развитие Су-25. Первый полёт 17 августа 1984 года. Выпускался в 1990-1991 годах в Тбилиси. Позже модернизированы по типу Су-25ТМ.
  • Су-25ТМ - модернизированный. Отличается наличием радиолокатора управления огнём "Копьё-25", размещённого в подвесном контейнере. Разработан в 1995 году. Выпускается в Улан-Уде.
  • Су-25ТК (Су-39) - экспортный противотанковый.
  • Су-25У3 "Русская тройка" - трёхместный учебно-тренировочный (проект). Разрабатывался в 1991 году.
  • Су-25УБ (Т8-УБ) - учебно-боевой. Выпускается с 1984 года на Улан-Удинском авиазаводе.
  • Су-25УБК - экспортный учебно-боевой. Отличается составом оборудования. В 1986-1989 годах изготовлено 30 самолётов.
  • Су-25УБМ - модернизированный. Состав оборудования аналогичен Су-25СМ.
  • Су-25УТ (Т8-УТ, Су-28) - учебно-тренировочный. Изготовлен в 1987 году в одном экземпляре.
  • Су-25УТГ (Т8-УТГ) - палубный учебно-тренировочный. В Улан-Удэ изготовлено 10 самолётов.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Р-95Ш
Взлётная тяга, кгс. 2x4100
Габариты, м:

размах крыла
длина c ПВД
высота

14,36
15,53
4,8
Площадь крыла, м2 30,1
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

9315
14600
17533
Запас топлива, кг 3000
Боевая нагрузка, кг:

нормальная
максимальная

1400
4400
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская
посадочная

970
750
210
Максимальная скороподъёмность, м/с 60
Дальность полёта максимальная, км:

у земли
на высоте

750
1250
Радиус действия, км 300
Практический потолок, м 7000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5
Длина разбега, м

пробега, м

500
600
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Бедретдинов И.А. Атакуют "грачи". // Моделист-конструктор. - 1999. - №11. - С. 35-40.
  2. Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. - М.: ИЧП "Кучково поле", ТОО "Р-Мажор", B&Co Publishing Group, 1994.
  3. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 121-126.
  4. Бурдин С. Штурмовик Су-25. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2001.
  5. Безбородов В. Грач - машина надёжная. // Авиация и космонавтика. - 1991. - №7. - С. 21-23.
  6. Голобков В.Ю. "Грачи" на Берегу Скелетов. // Авиация и Время. - 1997. - №2. - С. 25-27.
  7. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 98-111.
  8. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 31-32.
  9. Кузьмина Л. Люди и самолёты. - М.: Военное издательство, 1993.
  10. Левин М.А. Для черновой работы. // Крылья Родины. - 1993. - №№ 7-9.
  11. Левин М.А. Новые "Горбатые". // Крылья Родины. - 1992. - №12. - С. 32-33.
  12. Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Штурмовики Су-25. // Авиация и Время. - 1995. - №№ 4, 5.
  13. Никифоров А. В центре внимания. // Аэроплан. - 1993. - №1. - С. 2.
  14. Новиков Н., Милованова Л., Шварев В. Российские предложения на рынке модернизации боевых самолётов. // Авиация и космонавтика. - 2001. - №8. - С. 10-11.
  15. Самолёты Су. - М.: ОНТИ ЦАГИ, 1993. - С. 75-82.
  16. Су-25. // Техника Воздушного Флота. - 1990. - №2. - С. 23-37.
  17. Штурмовик Су-25. // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 11-12.
  18. Штурмовик Су-25. // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 24-25.
  19. Штурмовик Су-25. // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 44-49.
  20. Яворский А. "Грачи" над полем боя: Российская боевая авиация в Чечне. // Крылья Родины. - 2001. - №4. - С. 10-12.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100