 |
|
Су-24МР
Традиционным направлением модернизации советских
бомбардировщиков было создание их вариантов для ведения радиоэлектронной
борьбы и воздушной разведки. В 60-е годы практически каждый бомбардировочный
полк получил эскадрилью постановщиков активных помех. Они оснащались
самолётами типа Як-28ПП. Устанавливая на нём
аппаратура было достаточно мощной, но лётные характеристики были недостаточны
для обеспечения действий Су-24. Тогда было решено
создать соответствующую модификацию последнего.
Проектирование Т-6П началось в ОКБ им. П.О.Сухого
сразу после окончанию выпуска документации по основному варианту самолёта,
но из-за большой загруженности ОКБ работы шли медленно. Для переделки
в прототипы были выделены 2 Су-24 первых серий, использовавшиеся ранее
по программе испытаний Су-24М. На них вместо РЛС "Орион" был установлен
комплекс РЭБ "Ландыш". Первый прототип впервые поднялся в воздух в декабре
1979 года. Испытания продолжались до 1982 года. Серийное производство
организовано на авиазаводе в Новосибирске в 1983 году. Прототипы были
переданы в 4 ЦБПиПЛС в Липецке, а все 8 серийных поступили в 118 полк
самолётов РЭБ в Чорткове.
Конструкция Су-24МП соотвествует базовому самолёту Су-24М.
Отличие заключается в форме носовой части, где располагаются блоки
комплекса "Ландыш". Под правой консолью крыла могут подвешиваться
контейнеры с оборудованием различного типа. Оборонительное вооружение
состоит из 2 ракет ближнего боя Р-60 (подвешиваются
под левой консолью). Пушка отсутствует.
Проектирование разведчика Т-58МР началось ещё в августе 1965 года,
но затем последовал длительный перерыв. К разведовательной модификации
вернулись только после начала испытаний бомбардировщика. К этому времени
состав оборудования поменялся, а проект получил обозначение Т-6Р.
Разработка базового комплекса разведки БКР-1 была поручена НИИ "Вега".
Хотя имелось достаточно образцов трофейной аппаратуры с Ближнего Востока
и из Вьетнама, разработка велась на основании отечественного опыта.
Уже существовал разведчик МиГ-25Р, с которого
была заимствована часть оборудования. В состав оборудования было решено
включить также лазерные и тепловые разведывательные системы. В то время
существовало несколько типов отечественных тепловизоров, но все они были
громозкими. Тогда по инициативе ЛИИ им. М.М.Громова был объявлен конкурс
на создание ИК-станции с массой не более 150 кг. Победителем стала станция
"Зима", разработанная ВЭИ им. В.И.Ленина. В 1967-68 годах в ЛИИ прошла
испытания первая отечественная лазерная система "Марс-Н", на базе которой
была разработана станция "Шпиль" для Т-6Р. Лётные испытания прототипа
Т-6МР начались в сентябре 1980 года и продолжались до 1982 года. Серийное
производство организовано одновременно с Су-24МП. Принят на вооружение
в 1984 году.
Су-24МР предназначен для обеспечения разведывательной информацией
командования сухопутных войск и фронтовой авиации, на приморских направлениях
- военно-морского флота. Может выполнять всепогодную комплексную воздушную
разведку днём и ночью в широком диапазоне высот и скоростей на глубину
до 400 км за линией боевого соприкосновения при противодействии средств
ПВО противника. Может применяться и в гражданских целях - для оценки
радиационного заражения местности и воздуха в районе АЭС, обнаружения
разливов нефтепродуктов на суше и воде, лесных пожаров, картографирования
местности и т.д. По комлексности получаемой развединформации аналогов
Су-24МР в мире нет.
Су-24МР оснащён бортовым комплексом разведки БКР-1. В носовой части
установлена РЛС бокового обзора М-101 "Штык", панорамный фотоаппарат
АП-402М и телекамера "Аист-М". Под левым воздухозаборником установлен
перспективный фотоаппарат А-100. Под фюзеляжем подвешивается контейнер
с лазерной аппаратурой "Шпиль-2М", под правой консолью крыла - контейнер
с аппаратурой радиолокационной разведки "Эфир-1М". В хвостовой части
установлена станция инфракрасной разведки "Зима". Вместо "Шпиль-2М" может
подвешиваться контейнер с оборудованием общей радиотехнической разведки
СРС-14 "Тангаж". Для самообороны под левой консолью подвешиваются 2 ракеты
Р-60. Пушка, как и на Су-24МП, отсутствует. Отснятая плёнка может сбрасываться
в заданном районе в контейнере "Кадр", а радиоинформация передаваться
на КП по радиолинии "Посредник".
Серийное производство обоих самолётов продолжалось до 1993 года. В
настоящее время ВВС России располагают 80 самолётами Су-24МР. Ещё 25
самолётов принадлежит авиации ВМФ. После распада СССР серийные Су-24МП
и 12 Су-24МР достались Украине. В 1992 году Су-24МР был предложен на
экспорт. Самолётом заинтересовался Иран, но контракт так не был подписан.
В боевых условиях Су-24МР впервые применён в 1994 году в Чечне.
Модификации:
-
Т-6МП - прототип постановщика помех. Изготовлено 2 самолёта (переоборудованы
из Су-24). Первый полёт состоялся в декабре 1979 года.
-
Т-6МР - прототип разведчика. Первый полёт состоялся в сентябре 1980 года.
-
Су-24МП ("изделие 46") - серийный постановщик активных помех. Изготовлено
8 самолётов.
-
Су-24МР ("изделие 48") - серийный разведчик. Принят на вооружение в 1984
году.
Лётно-технические характеристики
|
Су-24МР |
Су-24МП |
Двигатели |
АЛ-21Ф-3А |
АЛ-21Ф-3А |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2х7800
2х11200 |
2х7800
2х11200 |
Габариты, м:
размах крыла (при стреловидности 16°)
длина с ПВД
высота |
17,638
24,594
6,193 |
17,638
24,594
6,193 |
Площадь крыла, м2
при стреловидности 16°
при стреловидности 69° |
55,16
51,0 |
55,16
51,0 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
22100
33325
39700 |
21900
32400
39700 |
Запас топлива, л |
11700 |
11700 |
Максимальное число М |
1,35 |
1,35 |
Скорость максимальная на высоте 200 м, км/ч:
без подвесок
с контейнерами и вооружением |
1320
1200 |
1320
1200 |
Практический потолок, м |
11000 |
11000 |
Тактический радиус действия (с ПТБ), км |
650 |
680 |
Перегоночная дальность (без дозаправки), км |
2500 |
2500 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
6,5 |
6,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1100-1200
1000-1100 |
1100-1200
950-1000 |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
Литература
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 35-52.
- Левин М.А. "Штыки" и "шпили" Су // Крылья Родины. - 1993. - №1. - С. 4-5.
- Манушкин А. Су-24МР: воздушный разведчик // "Красная звезда". - 28 декабря 1992 г.
- Мороз С.Г., Приходченко И. Фронтовой бомбардировщик Су-24. - М.: "Экспринт", 2004. - С. 50-54.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 239.
- Фомин А. Фронтовой бомбардировщик Су-24. - М.: POLYGON, "Стрелец", 1996.
- Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 22-23.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 26-30.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|