|
|
Су-24М
Разработка модернизированного фронтового бомбардировщика
Су-24М в ОКБ им. П.О.Сухого началась в соотвествии
с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года. Он является
дальнейшим развитием Су-24. На самолёт был
установлен новый прицельно-навигационный комплекс ПНС-24М "Тигр-НС",
повысивший точность бомбометания и обеспечивающий применение новых
типов боеприпасов. В состав комплекса входили усовершенствованная
центральная цифровая вычислительная машина ЦВУ-10-058К и ряд прицельных
подсистем, среди которых была лазерно-телевизионная прицельная станция
ЛТПС-24 "Кайра-24". Максимальная масса подвесного вооружения была
доведена до 8000 кг. В 1976 году прицельный комплекс был отработан
на одном из первых серийных Су-24, получившем обозначение Т8М-22.
В 1977 году был изготовлен прототип Т6М-8 (переоборудован из Т6-8Д).
24 июня он впервые поднялся в небо. Для испытаний системы дозаправки
топливом были выделены 2 Су-24. На втором этапе Государственных
испытаний проверялись боевые качества. При этом было задействовано
уже 7 самолётов. Испытания продолжались до весны 1981 года. Серийное
производство Су-24М началось в 1978 году в Новосибирске. Принят на
вооружение в 1983 году.
Су-24М представляет собой свободнонесущий высокоплан. Конструкция
цельнометаллическая. В конструкции фюзеляжа прямоугольного сечения
широко использованы фрезерованные панели. Крыло стреловидное с изменяемой
геометрией (стреловидность по передней кромке от 16° до 69°). Консоли
крыла снабжены поворотными пилонами для подвески вооружения. Стабилизатор
цельноповоротный. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой.
Все стойки убираются в фюзеляж. Силовая установка состоит из 2 ТРДФ
АЛ-21Ф-3А. Су-24М стал первым отечественным
тактическим самолётом, оснащённым системой дозаправки топливом в воздухе.
Убирающийся топливоприёмник размещён перед фонарём кабины пилотов.
Под крылом возможно подвеска двух ПТБ по 3000 л.
В состав вооружения входят: пушка ГШ-6-23М,
до трёх пушечных контейнеров СППУ-6-23, свободнопадающие и корректируемые
бомбы калибром до 1500 кг, разовые бомбовые кассеты, контейнеры
КМГУ-2, блоки с неуправляемыми ракетами
С-5, С-8, С-13,
С-24, С-25, управляемые
ракеты Х-25Л, Х-29, Х-29М,
Х-58, Х-59. Для самообороны
могут подвешиваться 2-4 ракеты Р-60М. Ракетно-бомбовое
вооружение размещается на 8 узлах подвески (4 подкрыльевых и 4 подфюзеляжных).
БРЭО Су-24М позволяет прицельно поражать наземные и надводные цели в
простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе с малых
высот при ручном и автоматическом управлении самолётом.
Первые серийные Су-24М в июне 1981 года прибыли в Воронеж в 760
иисап 4 ЦБП. Там же в 1984-1985 годах успешно прошли войсковые испытания.
Позже самолёт начал поступать в строевые части, причём в первую очередь
западных округов, а также на территории ГДР и Польши. Впервые продемонстрирован
журналистам в 1984 году во время крупных учений в Чехословакии.
В 1991 году экспонировался на выставке вооружений в Дубаи.
Начало боевого применения Су-24М относится к весне 1984 года,
когда он вместе с Су-24 начал воевать в Афганистане. Он широко
применялся во время первой и второй чеченских войн. В 1991 году
азербайджанские самолёты принимали ограниченное участие в войне в
Нагорном Карабахе. 14 февраля 1992 года 6 самолётов 7 бап с аэродрома
Староконстантинов в знак протеста против принятия присяги Украине
со знаменем полка перелетели в Смоленск.
Постановлением Правительства РФ производство было прекращено
в 1993 году (фактически раньше). Всего изготовлено более 770 самолётов
Су-24М различных модификаций (вместе с Су-24 - около 1300). После
распада СССР фронтовая авиация России получила 365 бомбардировщиков
Су-24 и Су-24М, ещё 70 - авиация ВМФ. Украине достались 205 бомбардировщиков,
Белоруссии - 42, Казахстану - 37, Азербайджану - 11. Су-24МК поставлялся
на экспорт в Алжир (10 самолётов), Ирак (24), Ливию (6), Сирию (20).
Предполагались поставки в Индию, но контракт был расторгнут. Иракские
самолёты в 1990 году перелетели в Иран. 12 из них позже после длительных
переговоров вернулись в Ирак, остальные так и остались в Иране. В
2000 году было подписано соглашение о поставке в Алжир 22 Су-24,
выведенных из состава ВВС России.
Модификации самолёта:
-
Т6М-22 - летающая лаборатория для отработки систем целеуказания. Первый
полёт в 1976 году.
-
Т6М-8 - прототип. Первый полёт 24 июня 1977 года.
-
Су-24М (Т-6М, "изделие 44") - модернизированный фронтовой бомбардировщик.
-
Су-24МК (Т-6МК, "изделие 45") - экспортный (коммерческий). Отличался
составом оборудования.
-
Су-24ММ - с увеличенной дальностью полёта (проект). Отличался двигателями
АЛ-31Ф, третим воздухозаборником над фюзеляжем,
составом БРЭО. Разрабатывался в 1985 году.
-
Су-24МР (Т-6МР, "изделие 48") - тактический
разведчик. Принят на вооружение в 1982 году.
-
Су-24МП (Т-6МП, "изделие 46") - постановщик помех.
-
Су-24М2 - модернизированный. Отличается составом БРЭО. В состав вооружения
включены ракеты Х-31А, Х-31П, Р-73.
Может выполнять бомбометание со свободного маневра.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
АЛ-21Ф3 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2х7800
2х11200 |
Габариты, м:
размах крыла (при стреловидности 16°)
длина с ПВД
высота |
17,638
24,594
6,193 |
Площадь крыла, м2
при стреловидности 16°
при стреловидности 69° |
55,16
51,0 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
22300
33500
39700 |
Максимальная боевая нагрузка, кг |
8000 |
Запас топлива, л |
11700 |
Максимальное число М |
1,6 |
Скорость максимальная без подвесок, км/ч:
на высоте 200 м
на большой высоте |
1400
1700 |
Практический потолок, м |
11000 |
Тактический радиус действия (с ПТБ), км |
560 |
Дальность полёта, км:
практическая с 2 дозаправками
перегоночная с 1 дозаправкой |
2850
4270 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
6,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1150-1250
950-1000 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 115-120.
- Гордон Е.И. Грозный "Фехтовальщик" // Аэрохобби. - 1994. - №2.
- Кричевцов А. "Ночной пират" на свету // Крылья Родины. - 1991. - №4. - С. 16-19.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 35-52.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 30-31.
- Левин М.А. Фронтовой бомбардировщик Су-24 и его "американский дядюшка" // Крылья Родины. - 1994. - №№ 10, 11.
- Логвинов Л., Рудницкий Ю. Самолёт Су-24 с крылом изменяемой стреловидности // Техника воздушного флота. - 1990. - №2.
- Логвинов Л., Яковлев В. Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Авиация и космонавтика. - 1991. - №5.
- Мороз С.Г., Приходченко И. Фронтовой бомбардировщик Су-24. - М.: "Экспринт", 2004.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 196-198.
- Фомин А. Фронтовой бомбардировщик Су-24. - М.: POLYGON, "Стрелец", 1996.
- Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 22-23.
- Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 12-17.
- Фронтовой бомбардировщик Су-24М // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 7-9.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|