ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


Р-27

Р-27Р Р-27Т

С началом разработки в 1974 году истребителей 4 поколения МиГ-29 и Су-27 ГосМКБ "Вымпел" и ПКПК было выдано задание разработать для них аванпроекты ракет "воздух-воздух" К-27. По результатам конкурса победителем стал проект "Вымпела", которому и была поручена дальнейшая разработка.

Проектирование велось под руководством П.П.Дементьева и В.Т.Корсакова. Первоначально предполагалось создать две унифицированные ракеты: К-27А для МиГ-29 и К-27Б для Су-27, отличающиеся силовыми установками и дальностью пуска. На каждой модификации ракеты предусматривалось применение тепловой и радиолокационной головок самонаведения. При этом и двигатели, и ГСН должны были быть взаимозаменяемыми, т.е. ракеты создавались по модульному принципу. Впервые в отечественной практике было решено отказаться от элеронов и осуществить управление по всем каналам дифференциальным отклонением рулей. Для этого были применены рули уникальной формы - "бабочка" (с отрицательным сужением).

Принципиально новые технические решения были применены и при разработке бортовой аппаратуры. Для радиолокационной ГСН специалисты НИИП выбрали комбинированную схему функционирования: на основном участке полёта управление осуществлятся по радиоканалу с носителя, а на удалении 25 км от цели ГСН захватывает её на автосопровождение и переходит в режим самонаведения. В результате удалось в 2-2,5 раза увеличить дальность пуска. Впервые в ГСН применена антенная система с трёхосной стабилизацией. Аналоговое и цифровое вычислительные устройства обеспечивают реализайию адаптивной логики при воздействии естественных и организованных помех.

В работе над ракетой участвовали специалисты ЦАГИ и НИИ-2. Было рассмотрено несколько вариантов компоновки. В 1977 году, после появления первых прототипов носителей, начались лётные испытания ракеты. Отработка РЛС "Рубин" и ГСН велась на летающей лаборатории Ту-124ЛЛ. Первые пуски К-27 были выполнены в 1979 году с доработанного МиГ-23МЛ. В 1980 году с него же выполнялись первые пуски по мишеням (парашютным и Ла-17). Дальнейшие испытания проводились с использованием МиГ-29 и продолжались до сентября 1984 года. Серийное производство Р-27 ("изделие 470") организовано в 1984 году. В 1987 году ракета принята на вооружение (в вариантах Р-27ЭР и Р-27ЭТ). В 1991 году группа разработчиков ракеты удостоена Государственной премии.

Ракеты семейства Р-27 предназначены для перехвата и уничтожения самолётов и вертолётов всех типов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет в воздушном бою на средних и больших дистанциях, при автономных и групповых действиях самолётов-носителей, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, на фоне земли и моря, при активном информационном, огневом и маневренном противодействии противника.

Ракеты семейства Р-27 выполнены по аэродинамической схеме "утка". Конструкция модульная: ракеты имеют одинаковые боевые части, блоки управления и энергопитания, несущие поверхности и рули. Различаются силовыми установками и головками самонаведения. Крылья малого удлинения трапецевидные в плане. Рули имеют сужающуюся к основанию форму (хорда в корне в 2 раза меньше, чем у законцовок), что обусловлено спецификой сверхзвуковой интерференции корпуса и подвижных рулей большой площади. Рули расположены вблизи аэродинамического фокуса ракеты, что обеспечивает непосредственное управление подъёмной силой и делает возможным перехват маневрирующих целей по оптимальным траекториям. Приводы рулей гидравлические с питанием от гидронасоса (впервые на отечественных ракетах такого класса). В носовой части корпуса ракеты располагается ГСН. В отсеке за ней расположены радиовзрыватель и автопилот. В третьем отсеке находится энергоприводной блок (турбогенератор, привод гидронасоса и рулевые машины). Четвёртый блок содержит боевую часть (осколочно-фугасную или стержневую). В пятом отсеке располагается силовая установка, состоящая из твердотопливного ракетного двигателя с титановым корпусом. Двигатели устанавливаются двух типов: однорежимный (диаметр 230 мм, длина 1500 мм) и двухрежимный (на Р-27Э, диаметр 260 мм, длина 2200 мм). Стыковка отсеков осуществляется при помощи запирающих устройств эксцентрикового типа. В войска ракеты поступают в собраном виде (но с отстыкованными рулями и крыльями). Ракеты применяются с рельсовых пусковых установок АПУ-470 или катапультных АКУ-470 (только модификайий с радиолокационной ГСН).

В систему управления ракет помимо ГСН входит инерциальная навигационная система с радиокоррекцией. Целеуказание может осуществляться от бортовых радиолокационных, теплопеленгационных или оптико-электронных прицелов самолёта-носителя, от нашлемной системы лётчика. Возможен пуск ракеты в сторону самолёта противника с последующим автономным захватом в полёте. Всеракурсные ракеты Р-27 атакуют цель при любом их начальном положении в поле углов целеуказания ±50° для радиолокационной ГСН и ±55° для тепловой. Перегрузка носителя в момент пуска может достигать 5 единиц. Ракеты Р-27 перехватывают воздушные цели, летящие со скоростями до 3500 км/ч в диапазоне высот от 20 м до 27 км. Максимальное превышение (принижение) цели относительно носителя может достигать 10 км. Совместное применение в боекомплекте самолета ракет Р-27 с различными головками самонаведения повышает помехозащищенность и эффективность системы вооружения авиационных комплексов в целом.

Аналогом Р-27 является американская ракета AIM-7F "Сперроу". Ракеты семейства Р-27 отличаются большей дальностью пуска. Кроме того, у американской ракеты отсутствует вариант с тепловой ГСН.

Модификации:

  • Р-27П - с пассивной радиолокационной ГСН. Предназначена для поражения самолётов ДРЛО.
  • Р-27Р (К-27Р) - с инерциально-полуактивной радиолокационной ГСН 9Б-1101К.
  • Р-27Т (К-27Т) - с тепловой ГСН.
  • Р-27ЭА - с многофункциональной моноимпульсной доплеровской активной радиолокационной ГСН.
  • Р-27ЭМ - с инециальной ГСН. Может применяться против крылатых ракет "Томагавк" и противокорабельных типа "Гарпун" на минимальной высоте 3 м над поверхностью воды. Предназначена для оснащения Су-33.
  • Р-27ЭР - вариант Р-27Р с увеличенной дальностью пуска. Отличается увеличенными размерами и массой. Применяется на МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29С, Су-27, Су-33, Як-141.
  • Р-27ЭТ - вариант Р-27Т с увеличенной дальностью пуска. Отличается увеличенными размерами и массой. Применяется на МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29С, Су-27, Су-33, Як-141.
  • Р-27Р-1, Р-27Т-1, Р-27ЭР-1, Р-27ЭТ-1 - экспортные.

Технические характеристики

Р-27АЭ Р-27Р Р-27Т Р-27ЭР Р-27ЭТ
Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения

4780
260
970
4080
230
970
3795
230
970
4780
260
970
4490
260
970
Стартовая масса, кг 350 253 246 355 347
Масса боевой части, кг 39 39 39 39 39
Максимальное число М 4,5 4,5 4,5 4,5 4,5
Дальность пуска, км:

максимальная
минимальная

70
0,5
41
0,5
32
0,5
66
0,5
53
0,5
Перегрузка поражаемых целей 8 8 8 8 8
Вероятность поражения цели 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7

Литература

  1. Ангельский Р. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Авиация и космонавтика. - 2002. - №10. - С. 2-4.
  2. Боечкин И. С индексом "Р" // Техника - молодёжи. - 2000. - №9. - С. 30-35.
  3. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 259-260.
  4. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 193-202.
  5. Левин М.А. "Пустил и забыл" // Крылья Родины. - 1993. - №1. - С. 32-33.
  6. Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса "воздух-воздух" // Крылья Родины. - 1995. - №10. - С. 10-11.
  7. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-воздух". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 38-42.
  8. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 385-391.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100