|
|
ПМЗ-15В
Пожарный автомобиль ПМЗ-15 разработан в ЦНИИ противопожарной
обороны на шасси автомобиля ЗИС-151. Это был первый отечественный
специализированный аэродромый пожарный автомобиль. Его появлению
способствовал рост сети аэродромов в СССР и ввод в эксплуатацию новых
видов авиационной техники. По конструкции он унифицирован с цистерной
ПМЗ-13. Отличие состоит в наличии углекислотной установки. Первый
опытный образец был изготовлен в 1950 году. Серийное производство
организовано на заводе "Пожмашина" в 1952 году. Позже, в соотвествии
с новой классификацией автомобиль получил обозначение ААП-25(151)-15.
ПМЗ-15 предназначен для проведения аварийно-спасательных работ в
районе аэродрома, связанных с тушением пожара на самолёте и эвакуацией
членов экипажа и пассажиров из самолёта, потерпевшего аварию.
На шасси автомобиля установлен закрытый цельнометаллический кузов,
разделённый на 5 отсеков. В передней части центрального отсека размещались
баки для воды (1000 л) и пенообразователя (60 л). В задней части
продольно устанавливались 8 баллонов с углекислотой (в два ряда, вентилями
назад, с наклоном 8° в сторону вентилей). Под баллонами монтировался
насос ПН-25А. Привод насоса осуществлялся от коробки отбора мощности.
В карданной передаче использовались 2 вала от ГАЗ-51 с промежуточной
опорой. Насос имел стационарный пеносмеситель, служащий для дозирования
и подачи во всасывающую часть насоса пенообразователя при получении
воздушно-механической пены. После опорожнения цистерны вода могла подаваться
насосом из водопроводной сети или водоёма. В боковых отсеках размещались
бронированные газовые шланги, водонапорные рукава, брандспойты. На крыше
размещались водозаборные рукава в пеналах, пенные стволы, деревянная
лестница-штурмовка. Сзади стандартной кабины ЗИС-151 устанавливалась
четырёхместная деревянная кабина боевого расчёта. Возле правой передней
двери монтировалась фара-искатель. В комплект оборудования входили 4
огнетушителя ОУ-5. Дополнительная система охлаждения воды в двигателе
и масла в коробке передач обеспечивала непрерывную работу насоса до 6
часов при температурах более 20°C. В зимнее время кабина, насосный отсек
и цистерна для воды обогревались выхлопными газами.
Автомобили поздних выпусков базировались на шасси ЗиЛ-157.
Серийное производство ПМЗ-15 продолжалось до 1962 года, когда ему на
смену пришёл более совершенный АА-30(157К)-56А.
Модификации автомобиля:
-
ПМЗ-15 (ААП-25(151)-15) - на шасси ЗИС-151.
-
ПМЗ-15В (ААП-25(157)-15В) - на шасси ЗиЛ-157.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
ширина
высота |
7410
2300
2690 |
База, мм |
3665+1120 |
Колея, мм |
1590/1720 |
Дорожный просвет, мм |
265 |
Радиус поворота, м |
11,2 |
Масса с полной нагрузкой, кг |
10000 |
Двигатель:
тип
число цилиндров
рабочий объём, см2
степень сжатия
мощность, л.с. |
ЗИС-121
6
5555
6,0
92 |
Число передач |
5x2 |
Колёсная формула |
6x6 |
Размер шин |
8,25-20" |
Запас топлива, л |
2x150 |
Скорость максимальная, км/ч |
65 |
Запас огнегасящей жидкости, м3 |
1,06 |
Производительность насоса, л/с |
25 |
Время опорожнения углекислотной установки, мин. |
7 |
Боевой расчёт, чел. |
6 |
Литература
- Курихин О. Аэродромы от огня уберегут // Техника - молодёжи. - 2002. - №11. - С. 24-25.
- Лылов Д.В., Сусленников В.В., Зазовит А.В. Автомобили специальных служб пожарной охраны. - М., 1960.
- Трушин В.И. Специальные пожарные автомобили. - М., 1966.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|