ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


ТАВКР Минск

ТАВКР Минск

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143 разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора А.В.Маринича. Второй корабль проекта "Минск" (заводской №102) 28 марта 1972 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 28 декабря заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. При строительстве был учтён опыт постройки "Киева" и отменён ряд ограничений главного конструкторая, в частности по спусковому весу. 30 сентября 1975 года корабль спущен на воду, в отличие от "Киева", с полностью смонтированной по высоте надствойкой. С 15 октября 1977 по 18 февраля 1978 года прошли швартовые испытания. 19 февраля был впервые поднят Военно-морской флаг СССР. 21 февраля корабль ушёл в Севастополь, где через 3 дня начались заводские ходовые испытания. 5 мая начались государственные испытания. 27 сентября 1978 года корабль вступил в строй и был временно зачислен в состав 30 дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота. 13 января 1979 года он был включён в состав 175 бригады ракетных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота.

Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.

"Минск" по конструкции был аналогичен "Киеву". Он имел высокобортный корпус, изготовленный из стали по продольной системе набора. Полётная палуба площадью 5600 м2 размещалась вдоль левого борта под углом 4,5° к продольгой оси. Палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. По сравнению с "Киевом" для уменьшения забрызгивания изменена кромка угловой палубы и конструкция спонсона под 30-мм автоматы левого борта. Надстройка ("остров") смещена к правому борту. Главная энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3 и разделялась на два эшелона. Источником электроэнергии служили 6 турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт. На борту корабля размещались две эскадрильи: противолодочных вертолётов Ка-25 (позже Ка-27) и самолётов вертикального взлёта Як-38. Авиатехника размещалась в одноярусном ангаре (130x22,5x6,6 м), вмещавшем 36 ЛА (фактически в нём находилось 22). На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов позади надстройки.

Вооружение корабля состояло из 4 спаренных пусковых установок противокорабельных ракет П-500 "Базальт" (16 ракет), 2 спаренных пусковых установок ЗРК М-11 "Шторм" (72 ракеты), 2 спаренный пусковых установок ЗРК "Оса-М" (40 ракет), 2 двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726 и 8 шестиствольных 30-мм установок АК-630М (на "Киеве" были АК-630), одной установки противолодочного ракетного комплекса РПК-1 "Вихрь" (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60), 2 533-мм торпедных аппарата ПТА-53-1143 (10 торпед СЭТ-53 или СЭТ-65). В состав радиотехнического оборудования входили: БИУС "Аллея-2", РЛС обнаружения "Восход" и "Фрегат-М", навигационный комплекс "Салгир-1143", система космической связи "Тайфун-1", РЛС управления ПКРК "Аргон-1143", система посадки "Привод-СВ", средства РЭБ "Кольцо", "Ограда" и ПК-2, стационарная ГАС "Орион" (в бульбовом обтекателе), буксируемая ГАС "Платина".

С 24 февраля по 3 июля 1979 года ТАВКР "Минск" совершил переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик) и Порт-Луи (Маврикий). Во время перехода в Средиземном море произошла встреча с "Киевом", во время которой (впервые в отечественном флоте) две авианосные группы отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и с другими кораблями. Были совершены деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик), Порт-Луи (Маврикий) и Аден (НДРЙ). 11-14 декабря 1982 года крейсер нанёс визит в Бомбей (Индия). По итогам 1982 года "Минск" был признан лучшим кораблём КТОФ. С 27 марта по 24 апреля 1984 года он находился на боевой службе в Южно-Китайском море, совершил заход в Камрань. В марте-апреле 1986 года крейсер вновь нёс службу в Южно-Китайском море с зажодом в Камрань, где принял участие в совместных советско-вьетнамских учениях. 4-8 июля 1986 года в сопровождении БПК "Таллин", "Адмирал Спиридонов" и танкера "Аргунь" он нанёс визит в Вонсан (КНДР). В 1986 году "Минск" был удостоен Приза Главкома ВМФ СССР за ракетную стрельбу. Всего за период службы с палубы ТАВКР было выпонено 2390 полётов самолётов и 3166 полётов вертолётов.

В 1991 году крейсер должен был прибыть в Николаев для ремонта и модернизации, но из-за сокращения финансирования он был поставлен на прикол в бухте Постовая близ Советской гавани. 30 июня 1993 года корабль разоружён и исключён из состава ВМФ. 31 августа 1994 года команда "Минска" расформирована и он передан для разделки на металл. В том же году продан южнокорейской фирме "Янг Дистрибьюшн Компани" (за 4,583 млн. долларов) для разделки на металл. 20 октября 1995 года на буксире был уведён в Пусан. В том же году его за 5 млн. долларов перепродали китайской "Минск Эйркрафт Карриер Индастри Компани". 30 июля 1998 года корабль был отбуксирован в порт Шэнь Чжень (провинция Гуан Дон) и после проведения реставрационных работ превращён в музей. С 27 сентября 2000 года является центром выставочно-развлекательного комплекса "Мир авианосца".

Тактико-технические данные:

Водоизмещение, т:

стандартное
нормальное
полное
наибольшее

30535
36300
41370
42225
Габариты, м:

длина наибольшая
длина по КВЛ
ширина по КВЛ
высота от киля до клотика
осадка максимальная

273,0
236,0
31,0
61,6
11,04
Ширина полётной палубы, м 51,3
Мощность ПТУ, л.с. 4х35500
Скорость хода, уз.:

максимальная
полного хода
экономическая
боевая экономическая

32,5
30,49
14,2
18,6
Дальность плавания экономическим ходом, миль 8590
Автономность по запасам, сут. 30
Количество самолётов, шт. 18
Количество вертолётов, шт. 18
Запас авиационного топлива, т 1200
Экипаж, чел.
авиагруппа, чел.
1435
430

Литература

  1. Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. - 1995. - №1.
  2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. - М.: АСТ, Мн.: "Харвест", 2002. - С. 337-340.
  3. Заблоцкий В.П. Тяжёлые авианесущие крейсера "Минск", "Новороссийск", "Баку" // Морская коллекция. - 2004. - №4.
  4. Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота // Крылья над морем. - М.: "Мир авиации", "Техника-молодёжи", 1994. - С. 35-52.
  5. Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. - 1997. - Вып. ноябрь-декабрь. - С. 76-77.
  6. Морин А.Б. Тяжёлые авианесущие крейсера пр. 1143 "Киев" и "Минск" // Судостроение. - 1997. - №2.
  7. Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 10-17.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100