|
|
МиГ-29К
Разработка палубного истребителя-бомбардировщика МиГ-29К
("изделие 9-31") на базе фронтового истребителя МиГ-29М
началась в ОКБ им. А.И.Микояна в 1984 году под
руководством главного конструктора М.Р.Вальденберга. Общее руководство
осуществлял генеральный конструктор Р.А.Беляков. Для отработки взлёта с
трамплина и посадки на макет палубы корабля был построен опытный самолёт
МиГ-29КВП. Первый полёт прототипа состоялся 23 июля 1988 года (лётчик-испытатель
Т.О.Аубакиров). 1 ноября 1989 года Аубакиров впервые в СССР осуществил
на МиГ-29К взлёт по-самолётному с палубы тяжёлого авианесущего крейсера
"Тбилиси" (ныне "Адмирал Флота Советского Союза
Н.Г.Кузнецов").
Конструкция МиГ-29К аналогична базовому самолёту. Отличие заключается
в складывающемся крыле, томозном гаке, усиленной конструкции шасси. Створки
системы защиты от посторонних предметов заменены на более лёгкие убирающиеся
решётки. Отсутствуют верхние вспомогательные воздухозаборники (на их месте
установлены дополнительные топливные баки). В носовом обтекателе новой
формы расположена антенна РЛС "Жук". Крыло имеет 8 точек подвески грузов.
Отсутствуют надкрыльевые форкили. На самолёте установлен оптико-электронный
локатор. В силовой установке применены двигатели РД-33К,
отличающиеся дополнительной антикоррозионной защитой. Кабина пилота оснащена
катапультным креслом К-36ДМ с наклоном спинки 10°. Кресло обеспечивает
аварийное покидание самолёта во всём диапазоне скоростей и высот полёта,
включая режим движения по земле (палубе), а также автоматически уводит
лётчика в сторону от надстройки корабля. Для наблюдения за задней полусферой
внутри кабины на переплёте фонаря расположены три панорамных зеркала.
В состав вооружения МиГ-29К входят: 30-мм пушка ГШ-301,
УР средней дальности класса "воздух-воздух" Р-27,
противолокационные ракеты Х-31П, противокорабельные
Х-31А и Х-35. Для ближнего боя на внешних пилонах
подвешиваются ракеты Р-60М или Р-73.
Для действий по наземным целям могут применяться УР Х-25,
Х-29, блоки НУРС, контейнеры КМГУ-2,
свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг. Система управления вооружением
аналогична сухопутным модификациям МиГ-29.
При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла
атаки за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега.
Перед стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник,
переводит двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на
взлётное положение. По команде самолёт освобождается от задержника и
начинает разгон с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолёт
выводится на взлётное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до
взлётной скорости. Для экономии времени самолёт может взлетать с полной
боевой нагрузкой на однои двигателе с включением второго уже в полёте.
Всего было построено 2 самолёта МиГ-29К. В 1993 году государственное
финансирование программы было прекращено. Третий самолёт на стадии
готовности 60% был разобран. Самолёты использовались в ОКБ для проведения
различных испытаний. В связи с предполагаемой покупкой и модернизицией
ТАВКР "Адмирал Горшков" интерес к самолёту
проявила Индия. Испытания возобновились. Было выполнено около 600
испытательных полётов, из них 80 - с посадкой на палубу. Поставки в
Индию предполагается начать в 2007 году.
Модификации самолёта:
-
МиГ-29К ("изделие 9-31") - палубный истребитель-бомбардировщик. Построено
2 самолёта. Первый полёт 23 июля 1988 года.
-
МиГ-29КВП - самолёт для отработки взлёта с трамплина и посадки на аэрофинишёр.
Имеет усиленную конструкцию и посадочный гак.
-
МиГ-29КУ ("изделие 9-62") - учебно-боевой (проект). Отличался двухместной
кабиной.
-
МиГ-29КУБ - учебно-боевой. Разработан для ВВС Индии.
-
МиГ-29М1 - одноместный вариант МиГ-29М2 (проект).
-
МиГ-29М2 (МиГ-29MRCA) - ударный самолёт. Отличается двухместной кабиной,
РЛС "Жук-М". Разработан для ВВС Малайзии на базе МиГ-29К. Первый полёт
26 сентября 2001 года.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
РД-33К |
Взлётная тяга на форсаже, кгс |
2х9400 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
12,0
17,27
4,73 |
Площадь крыла, м2 |
38 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
-
15240
17700 |
Запас топлива, л |
|
Боевая нагрузка, кг |
3000 |
Максимальное число М |
2,2 |
Максимальная скорость, км/ч
у земли
на высоте
посадочная |
1300
2300
230 |
Скороподъёмность, м/с |
260 |
Дальность полёта максимальная с ПТБ, км |
2600 |
Практический потолок, м |
18000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
8,5 |
Максимально допустимая тормозная перегрузка от аэрофинишёра |
-4,5 |
Длина разбега без форсажа, м
разбега с форсажом, м
пробега, м |
600-700
120-200
600 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 82-87.
- Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7. - С. 13.
- Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 13-24.
- Колесник О. После грома над "Тбилиси" // Крылья Родины. - 1990. - №2. - С. 2-3.
- Левин М.А. Тот самый "МиГ" // Крылья Родины. - 1993. - №3. - С. 14-15.
- Мороз С.Г. "Девятка" на 4+ // Авиация и Время. - 2001. - №6. - С. 38-49.
- Никольский М. Главное оружие авианосца // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 45-48.
Истребители | Бомбардировщики |
Штурмовики | Разведчики |
Транспортная авиация | Вертолёты |
Морская авиация | Пассажирская авиация |
Спортивная авиация | Специальная авиация |
Авиавооружение | ОКБ |
Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника
|
|