ИКАМ  Бразд/Brazd
       Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фотогалерея :: Книги :: Истребители :: Бомбард-ки ::
       Штурмовики :: Разведчики :: Транспортная авиация :: Вертолёты :: Мор. авиация :: Пассаж. авиация :: Спорт. авиация :: Спецавиация ::
       Вооружение :: ОКБ :: Заводы :: Авианесущая техника :: Аэродромная техника

BRAZD.ру

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации

фотогалерея авиации


202

МиГ-27

Разработка ударного самолёта на базе истребителя МиГ-23 в ОКБ им. А.И.Микояна началась в 1969 году под руководством главного конструктора Г.А.Седова. За основу был взят проект штурмовика МиГ-23Ш. 20 августа 1970 года совершил первый полёт МиГ-23Б (лётчик-испытатель П.М.Остапенко), способный наносить удары по наземным целям. В 1973 году началось производство истребителя-бомбардировщика МиГ-23БН с двигателем Р-29А-300. В том же году был создан истребитель-бомбардировщик МиГ-23БМ с повышенной боевой эффективностью, который стал прототипом для МиГ-27. Первый МиГ-27 впервые поднялся в воздух в 1974 году (лётчик-испытатель В.Е.Меницкий). Его серийное производство началось на Иркутском авиазаводе в 1973 году.

МиГ-23Б выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом изменяемой стреловидности и цельноповоротным горизонтальным оперением. Крыло имеет три фиксированных положения: 16°, 45° и 72° по переднему лонжерону. Силовая установка состоит из одного двухвального одноконтурного ТРДФ АЛ-21Ф-3 (на МиГ-23БН устанавливался двигатель Р-29А-300). От истребителя МиГ-23 самолёт отличался наличием узлов подвески для бомб. МиГ-23Б оснащался аналоговым прицельно-навигационным комплексом "Сокол-23". На более поздних модификациях он был заменён цифровым ПрНК-23.

МиГ-27 отличался отсутствием РЛС (и, как следствие, скошенным вниз, приплюснутым носом), изменённым составом прицельного оборудования. На самолёте установлена лазерная станция подсвета цели "Фон" (в носовой части для неё имеется специальный иллюминатор из просветлённой оптики). Силовая установка состоит из одного ТРДФ Р-29Б-300 (некоторые самолёты оснащались двигателем АЛ-21Ф-3). Сопло внешнего контура заменено более лёгким хвостовым коком из титанового сплава, что снизило массу самолёта на 300 кг, но уменьшило максимальную скорость. Для защиты лётчика снаружи кабины установлены съёмные бронеплиты. Для повышения живучести применена система наддува топливных баков азотом. На МиГ-27 прменены более мощные, чем на МиГ-23, стойки шасси.

МиГ-27 вооружён 30-мм шестиствольной пушкой ГШ-6-30 с боекомплектом 260 патронов (на МиГ-23Б устанавливалась ГШ-23Л). Семь точек подвески вооружения позволяют нести до 4000 кг бомб. Начиная с модификации МиГ-27М, появилась возможность применения ракетного оружия (Х-29Л, Х-29Т, Х-27ПС, Х-25М, Р-60). Самолёт мог нести и тактическое ядерное оружие (в 1989 году на всех строевых самолётах система специального бомбового вооружения была демонтирована).

МиГ-23Б и МиГ-23БН выпускались в Москве на заводе "Знамя Труда". МиГ-27 выпускался на трёх заводах: в Иркутске, Москве и Улан-Уде. Всего было выпущено 910 самолётов МиГ-27 различных модификаций. МиГ-27 участвовал в боях в Афганистане. Кроме того, в приграничных округах эти самолёты несли боевое дежурство в частях ПВО вместо убывших в Афганистан МиГ-23. В России снят с вооружения в 1993 году (хотя свои возможности самолёт до конца не исчерпал). Самолёты начали в массовом порядке разделывать на металл, хотя работники заводов и ОКБ относились к этому негативно (на Иркутском авиазаводе была даже объявлена забастовка по этому поводу). До настоящего времени в России, Белоруссии и на Украине сохранилось несколько десятков самолётов на базах хранения. С началом войны в Чечне о МиГ-27 снова вспомнили, но время было уже упущено.

В 1978 году начались поставки МиГ-23БН на экспорт в страны Варшавского договора (первой их получила Болгария). Поставлялись они и в страны "третьего мира". Истребители-бомбардировщики семейства МиГ-23 имели на вооружении ВВС Алжира, Анголы, Афганистана, Болгприи, Египта, Индии, Ирака, Йемена, Кубы, Ливии, Сирии, Чехии, Эфиопии. Большое количество самолётов досталось ФРГ от ГДР. Несколько самолётов имеется в США (получены из Египта и ФРГ). Если МиГ-23БН широко поставлялся на экспорт, то единственным иностранным государством, принявшем на вооружение МиГ-27, стала Индия, купившая в 1983 году лицензию на его производство. В Индии производство МиГ-27Л продолжалось до 1996 года. Самолёты МиГ-23БН применялись во многих локальных конфликтах 70-80-х годов: в Ливане, Анголе, в ирано-иракской войне (в основном для нанесения ударов по нефтяным терминалам и морским целям в Песидском заливе).

Модификации самолёта:

  • "32-24/1" - первый прототип. Отличался крылом от МиГ-23С. В настоящее время экспонируется в музее на Ходынском поле в Москве.
  • МиГ-23Б ("изделие 32-24") - первый вариант истребителя-бомбардировщика. Оснащён двигателем АЛ-21Ф-3 и аналоговым прицельно-навигационным комплексом "Сокол-23". Первый полёт состоялся 18 февраля 1971 года (лётчик-испытатель А.В.Федотов). В 1972-1973 годах на заводе "Знамя Труда" изготовлено 24 самолёта.
  • МиГ-23БК ("изделие 32-26") - прототип истребителя-бомбардировщика МиГ-27К. Отличался цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К и наличием лазерно-телевизионной системы "Кайра". Разработан в 1974 году.
  • МиГ-23БМ ("изделие 32-25") - истребитель-бомбардировщик для советских ВВС, прототип МиГ-27. Отличался цифровым прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23 и двигателем Р-29Б-300. Разработан в 1972 году на базе МиГ-23Б и МиГ-23БН. Первый полёт 17 ноября 1972 года (лётчик-испытатель В.Е.Меницкий).
  • МиГ-23БН ("изделие 32-23") - модернизированный. Отличался крылом от МиГ-23М и двигателем Р-29А-300. Выпускался в 1974-1985 годах на заводе "Знамя Труда". Изготовлено 624 самолёта. Часть самолётов переоборудовалась из МиГ-23М на ремонтных предприятиях. Поставлялся, в основном, на экспорт в страны Восточной Европы, Ближнего Востока и на Кубу. В советских ВВС был на вооружении полков Ленинградского и Забайкальского округов.
  • МиГ-27 - серийный истребитель-бомбардировщик для советских ВВС. Принят на вооружение в феврале 1975 года. В 1973-1977 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 360 самолётов.
  • МиГ-27Д ("изделие 32-27") - доработанный по типу МиГ-27М. В 1983-1989 годах на Иркутском авиазаводе и некоторых авиаремонтных было переоборудовано 304 самолёта.
  • МиГ-27К ("изделие 32-26") - самолёт с лазерным дальнометрическим прицелом "Кайра". Отличался сильно развитой оптикой в носовой части. Первый полёт 30 декабря 1974 года (лётчик-испытатель А.Г.Фастовец). С 1975 года выпускался на Московском авиазаводе "Знамя Труда", в 1977-1982 годах - на Иркутском. Всего изготовлено 197 самолётов. Принят на вооружение в 1980 году.
  • МиГ-27Л "Бахадур" ("изделие 32-29ЛК") - самолёт для ВВС Индии. Отличается составом вооружения и системой госопознавания. Первый полёт 11 января 1986 года. Выпускался в 1986-1988 годах фирмой HAL в городе Насик из советских деталей. Изготовлено 50 самолётов
  • МиГ-27М ("изделие 32-29") - модернизированный. Изменён состав оборудования и вооружения. Выпускался в 1978-1983 годах на Иркутском авиазаводе и Улан-Удинском вертолётном. Изготовлено 162 самолёта.
  • МиГ-27МЛ "Бахадур" - индийский МиГ-27М. Собирался из узлов местного производства. В 1988-1996 годах изготовлено 150 самолётов.
  • МиГ-23Б-98 - модернизированный истребитель-бомбардировщик. Отличается составом оборудования.

Лётно-технические характеристики

МиГ-23БН МиГ-27К
Двигатель АЛ-21Ф-3 Р-29Б-300
Тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

7800
11200
8000
11500
Габариты, м:

размах крыла (в положении 16°)
длина
высота

13,97
17,076
5,004
14,0
17,076
5,004
Площадь крыла, м2 32,1 37,27
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная (2 Х-29)
взлётная максимальная (8 ФАБ-500)

10700
16450
-
11256
18100
20669
Боевая нагрузка, кг:

нормальная
максимальная

1000
3000
1500
4000
Запас топлива, л 5400 5400
Максимальное число М на высоте 8000 м 1,7 1,7
Максимальная скорость, км/ч

на высоте
у земли без подвесок
у земли с 2 Х-29
эволютивная
отрыва
посадочная

1800
1350
1250
400
315
260
1800
1350
1250
400
315
260
Практический потолок, м 16800 17500
Практический радиус дествия, км:

без ПТБ
с тремя ПТБ

250
550
225
540
Дальность полёта перегоночная, км 2110 2110
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7,5 7,5
Длина разбега, м

пробега, м

950
850-1300
950
850-1300
Экипаж, чел. 1 1

Литература

  1. Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
  2. Илларионов А. Балкон с видом на поле боя // Мир авиации. - 2001. - №1. - С. 18-49.
  3. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: "Виктория", АСТ, 1998. - С. 133-146.
  4. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 23-24, 25-26.
  5. Лапшаков Г. МиГ-27 не понаслышке // Крылья Родины. - 1996. - №3. - С. 1-8.
  6. Марковский В.Ю., Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №№ 9-12. - 2004. - №№ 1-2.
  7. Приходченко И., Марковский В.Ю. Истребитель-бомбардировщик МиГ-27 // М-Хобби. - 2000. - №5. - С. 17-25.









Истребители | Бомбардировщики | Штурмовики | Разведчики | Транспортная авиация | Вертолёты | Морская авиация | Пассажирская авиация | Спортивная авиация | Специальная авиация | Авиавооружение | ОКБ | Авиазаводы | Авианесущая техника | Аэродромная техника

© ИКАМ - иллюстрированный каталог авиации мира
Главная :: Старые самотеты :: Современные самолеты :: Вертолеты :: Двигатели :: Фото :: Книги :: Друзья :: Авиация в кино

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100