МиГ-21У
Учебно-боевой самолёт МиГ-21У разработан в ОКБ
им. А.И.Микояна на базе истребителя МиГ-21Ф-13.
Он должен был заменить УТИ МиГ-15, который уже перестал отвечать современным
требованиям. Первый полёт прототипа Е-6У состоялся 17 октября 1960 года
(лётчик-испытатель П.М.Остапенко). Серийное производство началось в 1962 году
на авиазаводе №31 в Тбилиси.
МиГ-21У представлял собой одноместный однодвигательный среднеплан с
треугольным крылом (стреловидность 57° по передней кромке) и цельноповоротным
горизонтальным оперением. Фюзеляж полумонококковой конструкции, выполненный
по правилу площадей. В носовой части расположен воздухозаборник с центральным
телом - управляемым конусом. Снизу фюзеляжа установлен подфюзеляжный гребень.
Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из турбореактивного
двигателя Р-11Ф-300 (на МиГ-21УС Р-11Ф2С-300, на МиГ-21УМ - Р-13-300). От
боевого истребителя его отличала двухместная кабина с двойным управлением
(инструктор находится сзади) и с более мощной системой кондиционирования воздуха.
Начиная с модификации УС кабина инструктора оснащалась перископом. Вместо мягкого
фюзеляжного топливного бака установлен накладной бак в гроте. Пушечное и ракетное
вооружение отсутствовали. При этом под крылом на пилонах могли подвешиваться
блоки НУРС УБ-16-57.
МиГ-21У вскоре после своего появления стал основным самолётом училищ
истребительной авиации. Поступали они и в строевые части. Самолёты активно
эксплуатировались до конца 80-х годов.
Учебные модификации МиГ-21 выпускались на двух авиазаводах: в Москве и Тбилиси.
Модификации самолёта:
-
МиГ-21У (Е-6У, "изделие 66") - учебный вариант МиГ-21Ф-13. В 1962-1966 годах
в Тбилиси изготовлен 181 самолёт. Экспортный вариант выпускал завод №30 "Знамя
Труда" в 1964-1968 годах.
-
МиГ-21УМ (Е-6УМ, "изделие 69") - учебный вариант МиГ-21ПФМ. Отличался
наличием системы сдува пограничного слоя. Выпускался в Тбилиси с 1971
года. Поставлялся на экспорт. Изготовлено 1133 самолёта.
-
МиГ-21УС (Е-6УС, "изделие 68") - учебный вариант МиГ-21С. В 1966-1971 годах
в Тбилиси изготовлено 347 самолётов. На экспорт выпускалось "изделие 68А" (до
1970 года).
Литература
- Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
- Гордон Е.И. Рождение долгожителя. // Крылья Родины. - №№ 10-12/92, 1-6,9/93.
- Гордон Е.И., Климов В. МиГ-21. - М.: "Крылья Родины", 1994. - Т. 1.
- Гордон Е.И., Климов В. МиГ-21. - М.: "Крылья Родины", 1994. - Т. 2.
- Раткин В. В тени боевого собрата. // Мир авиации. - 1993. - №3. - С. 35-38.
- Цветков С. Финские "МиГи" 35-й год в строю. // Мир авиации. - 1997. - №2. - С. 51-52.
- Якубович Н.В. МиГ-21. - М.: АСТ, "Астрель", 2001.
Истребители |
Бомбардировщики |
Штурмовики |
Разведчики |
Транспортная авиация |
Вертолёты |
Морская авиация |
Пассажирская авиация |
Спортивная авиация |
Специальная авиация |
Авиавооружение |
ОКБ |
Авиазаводы |
Авианесущая техника |
Аэродромная техника